Татьяна Белоусова
Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта: воспитатель группы «5 Белоусова Т. А.
Участники проекта: дети старшей группы № 5 (для детей с нарушением зрения,
воспитатель группы № 5 Шорникова Е. А,
учитель-дефектолог-Зиновьева Е. В.,
воспитатель по ИЗО Шалина Л. Н.
Вид проекта:
по направленности: познавательно-исследовательский,
по продолжительности: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: с 14.12.16г. -27.01.2017год.
Цель проекта:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
-развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом, а именно формировать представления о соли, как о необходимом для человека продукте.
Задачи:
- выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся;
- стимулировать познавательный интерес ребёнка :исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристалл соли;
- побуждать детей ставить перед собой цели, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий; прогнозировать результат, радоваться процессу работы;
- развивать мыслительную активность и творческие способности детей, коммуникативные навыки;
- воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.
Актуальность:
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы проводим различные опыты. Дошколята могут успешно познать не только внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к познанию объектов. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для проведения проекта позволяет создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Проблема:
Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней обычного? Почему не сахар или другой какой продукт? А всё очень просто. Как-то за обедом дети ели фасолевый суп и он был совсем не солёный. Дети выразили своё недовольство, просили соль, чтобы посолить суп. Отсюда и возникла идея узнать о соли.
Ожидаемый результат:
Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используя разные методы для получения информации. У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность. Пополнение предметно – развивающей среды. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Методы и формы работы направленные на реализацию задач проекта:
- изучение информации, беседы
-анализ познавательной литературы,
- подбор материалов и оборудования для исследований,
- экспериментальная деятельность,
- исследовательская деятельность,
- экскурсии,
- наблюдения,
- творческая деятельность,
трудовая деятельность
.Реализация проекта
1этап Подготовительный
Совместно с детьми и родителями обсудили подробный план деятельности, поставили перед собой цели,задачи, подобрали познавательную, научную литературу по теме проекта. Рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли, разновидность соли (мелкая, крупная, каменная, морская, четверговая); читали сказки, загадывали загадки, заучивали пословицы. Познакомились с некоторыми памятниками, поставленными в честь соледобыдчиков.
2 этап Основной.
Организовали в совместной деятельности «мини лабораторию», где изучили свойства и качества соли, провели опыты и выяснили, что соль не имеет запаха, состоит из мелких кристаллов,выяснили, что при испарении солёной воды, остаются кристаллики соли, также узнали, что соль имеет свойство растворять лёд- провели акцию «Делай добро». Интересным было и выращивание кристалла, лепка из солёного теста, рисование солью (индивидуальная работа).
Воспитатель по изодеятельности Шалина Л. Н. в рамках проекта «Эта удивительная соль» провела подгрупповые занятия с детьми по нетрадиционному рисованию солью.
1. Восковые карандаши + акварель + соль.
Сюжетное рисование «Зима» (Ксения Х., Семен Щ., Варвара О., Дарья Д.).
Восковым карандашом рисуем любой сюжет на предложенную тему на
Сюжетное рисование «Морское дно» (Ксения Х. Данила Ф).
Техника рисования та же. Отличие состоит в применении разных видов соли: мелкой «Экстры», морской соли, поваренной соли в разных участках рисунка.
3. Клей + соль + акварель.
Предметное и декоративное рисование (Настя Ф., Егор К., Максим К., Рамиль Б., Саша Ф.).
Дети рисовали на картоне клеем по трафаретам: узоры на окне, снежинки, цветы, вазы. Затем, по мере подсыхания клея, хорошо присыпали солью. После того, как клей полностью высох, стряхнули все лишние крупинки. Обмакнув кисточку в нужный цвет, дети аккуратно прикасались ею к солевой линии: цвет растекается по контуру. Дети использовали разные цвета в разных частях рисунка, заполняя все проклеенные линии цветом, и оставили сохнуть.
С использованием обычной соли в рисовании можно добиться замечательных и неожиданных эффектов. Эти способы откроют перед детьми разные возможности для экспериментирования, позволят проявлять творчество и фантазию.
Далее вместе с родителями оформляли мини-музей «Солонки». Вели активную подготовку к празднику «Эта удивительная соль», на котором дети вместе с родителями защищали семейные мини проекты.
Результаты проекта:
Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно–следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.
Продукт проектной деятельности: оформление мини- музея «Солонки», изготовление фигурок из теста для подарков на празднике «Эта удивительная соль», Праздник «Эта удивительная соль»- защита семейных мини проектов.