Элина Арямова
Программа «Эта удивительная механика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование Белореченский район п. Родники
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. В. Толкуновой
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 13
от «31» августа 2017 года
Председатель педсовета
___ С. С. Назаров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По теме: «Эта удивительная механика» .
Ступень обучения (класс) и количество часов
«Устойчивость и равновесие» (Мосты) 5 класс. (34часа)
«Плавание и погружение» (Корабли)6 класс. (34 часа)
Публикация «Программа „Эта удивительная механика“» размещена в разделах
Учитель Арямова Элина Владимировна
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности «Эта удивительная механика» .
«Устойчивость и равновесие» (Мосты) 5 класс.
«Плавание и погружение» (Корабли)6 класс.
Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Эта удивительная механика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа курса предназначена для обучения школьников, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Для организации внеурочной деятельности и на уроках
«Эта удивительная механика»» используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN - комплекты оборудования в компактных упаковках.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы. В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Курс «Эта удивительная механика»» носит развивающий характер.
Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
•
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др. ;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы :
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Основные направления реализации программы
Курс «Эта удивительная механика» рассчитан на 2 года обучения. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Исследовательская деятельность».
Участники программы – учащиеся 5-6 классов.
Возраст учащихся – 10-12 лет
Состав группы постоянный
Режим работы в группах:
«Устойчивость и равновесие» (Мосты) 5 класс.
1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год.
№
п/п Тема занятий Всего
часов Характеристика деятельности обучающихся
I Основные теоретические сведения 4
1. Что такое мост и какие бывают мосты? 1 Заполнение журнала исследований (с 170-171)
2. Что делает мосты устойчивыми? 1 Задание на конструирование
(с197).
3. Основные виды мостов. 1 Экскурсия «Мосты в п. Родники)
4. Основные виды мостов. 1 Сообщения из интернета.
II Простые мосты. 10
5. Как раньше люди перебирались через реку? 1 Логическое задание 1 (с145) Заполнение журнала исследований (с 174).
6. Мост без опор. И Арочно-консольный мост. 1 Логическое задание 2 (с146) (какой арочно-консольный мост более прочный) Задание на конструиро-
вание (с198).
7. «Волшебная коробка» 1 Задание на конструиро-
вание (с199). Заполнение журнала исследований (с 175)
8. Как римляне в старину строили арочные мосты? Подмостки. 1 Задание на конструирование (с200) Логическое задание 3 (с147).
9. Делаем арочный мост более прочным. 1 Задание на конструирование (с201) Логическое задание 4 (с148).
10. Мост Леонардо – мост без гвоздей и винтов. 1 Задание на конструирование (с202-203)
11. Что произойдет, если балочный мост нагрузить? 1 Задание на конструирование (с204)
12. Как сделать плоское дорожное полотно более прочным? 1 Задание на конструирование (с205) Логическое задание 5 (с149).
13. Урок – игра «Чей мост крепче» 1 Строительство мостов
14. Урок-соревнование на самый необычный мост. 1 Строительство мостов
III От балочного моста к мосту из фермовых конструкций. 10
15. Знакомство с фермовыми мостами. 1 Построение фермового моста с треугольниками. Задание на конструирование (с206-208) Логическое задание 6 (с150).
16. Что делает фермовые мосты прочными? 1 Построение фермового моста с диагональными соединениями (с 100)
17. Построение фермового моста 1 Построение фермового моста с четырехугольниками. Задание на конструирование (с209-210) Логическое задание 5 (с151).
18. Построение фермового моста 1 Построение фермового моста с вертикальными стойками (с 100)
19. Строим, используя неизменяемый треугольник. 1 Логическое задание1 5 (с159).
20. Строим, используя неизменяемый треугольник. 1 Задание на конструирование «Строим устойчивую башню» (с211)
21. Сообщение «Какие еще бывают мосты?» 1 Поиск в интернете
22. Урок –игра «лучший мост» 1 Строительство мостов
23. Соревнование «мост для поезда» 1 Строительство мостов
24. Творческое занятие «Строим фермовые мосты» 1 Самостоятельные творческие занятия
IV Висячие мосты 8
25. Знакомство с висячими мостами. 1 Экскурсия к висячему мосту.
26. Изобретаем висячий мост 1 Задание на конструирование (с111)
27. Изобретаем висячий мост 1 Задание на конструирование (с212-213)
28. Силы давления и натяжения, действующие на висячий мост. 1 Поиск информации в интернете
29. Висячий мост-король мостов. 1 «Разработка корректного эксперимента» (с214)
30. Сравнение прочности висячего и балочного мостов 1 Задание на конструирование «Разработка корректного эксперимента» (с214)
31. Строим мост для местечка Мостерикс 1 Задание на конструирование «Мост для местечка Мостерикс» (с215)
32. Творческое занятие «Строим висячий мост» 1 Самостоятельные творческие занятия
V Соревнования мостов 2
33. Самый длинный и крепкий мост 1 Строительство мостов
34. Экскурсия по краю с посещением мостов. 1 Наблюдение, сравнивание мостов.
Итого 34
«Плавание и погружение» (Корабли)6 класс.
2 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год.
№
п/п Тема занятий Всего
часов Характеристика деятельности обучающихся
I Основные теоретические сведения 5
1. Что плавает – что тонет? Первые предположения. 1 Проверка предположений. Заполнение бланков журнала исследований. стр. 189
2. Меня зовут Галилео Галилей. 1 Работа с литературой. Устные рассказы.
3. Почему один нож тонет, другой нет. 1 Исследовательская работа с различными предметами.
4. Плавание и погружение сплошных тел. 1 Повторение. Заполнение бланков журнала исследований. Стр. 191-196.
5. Строим плот из различных материалов. 1 Строительство плотов из принесенных с собой материалов. Проверка плавучести.
II Вытеснение воды. 8
6. Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? 1 Логическое задание Заполнение журнала исследований (с 174).
7. Архимед – сыщик. 1 Работа с литературой. Устные рассказы.
8. Игра: Веселый пароходик» Плавание к 4 причалам. 1 Проведение опытов по станциям. Работа в группах.
9. Как получается, что корабль не тонет в воде? 1 Теоретическое занятие с высказыванием и проверкой предположений.
10. Строительство корабликов из различных материалов. 1 Задание на конструирование.
11. Погружение предметов в пресную и соленую воду. 1 Экспериментальная работа на определение выталкивающей силы.
12. Решение задач «Выталкивающая сила» 1 Решение качественных задач.
13. Работа на опытных станциях. 1 Проведение опытов по станциям. Работа в группах.
Почему корабль плавает? 6
14. Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду? 1 На основе разных опытов изучение феномена выталкивания, заполнение журнала исследований. Стр 213
15. Сила выталкивания. Грузоподъёмность. 1 Наблюдение выталкивающей силы в зависимости от веса и объёма тела.
16. Погружение в воду кастрюли, мяча, перчатки. 1 Наблюдение выталкивающей силы в зависимости от веса и объёма тела. Стр212
17. Изготовление пластилиновых лодок. 1 Творческое занятие с проведением эксперимента.
18. Первый в мире пассажирский пароход «Great Britain» 1 Работа с литературой. Устные рассказы.
19. Игра «Противоборство» 1 Выявление взаимосвязи между силой тяжести и силой выталкивания. Игра по сценарию.
Плотность. 11
20. Почему железо тонет, а воск плавает? 1 Логическое задание Заполнение журнала исследований (с 216-215).
21. Пираты могут все или нет? 1 Работа с литературой. Устные рассказы.
22. Почему железо тонет, а воск плавает? 1 Логическое задание Заполнение журнала исследований (с 217-219).
23. Что плавает –что тонет? 1 Работа по группам: «Металл», «Дерево», «Воск», «Камень», «Пенопласт».
24. Что плавает –что тонет? 1 Работа по группам: «Металл», «Дерево», «Воск», «Камень», «Пенопласт».
25. Измерение массы тела на рычажных весах. 1 Взвешивание кубиков из разного материала, но одинакового объёма.
26. Понятие плотности. 1 Логическое задание «Вес и размер» (с 225)
27. Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? 1 Логическое задание Заполнение журнала исследований.
28. Решение задач «Плотность» 1 Решение качественных задач.
29. Занятие в бассейне 1 Плавание в бассейне и знакомство с выталкивающей силой во время плавания.
30. Занятие в бассейне 1 Плавание в бассейне и знакомство с выталкивающей силой во время
Практикум. 4
31. Строительство плотов и кораблей. 1 Творческое занятие на конструирование.
32. Строительство плотов и кораблей. 1 Творческое занятие на конструирование.
33. Запуск корабликов в ручье. 1 Экскурсия к ручью, с запусканием корабликов.
34. Подготовка макетов кораблей к выставке. Выставка. 1
Итого 34
Содержание программы «Эта удивительная механика»
«Устойчивость и равновесие» (Мосты) 5 класс.
1. Основные теоретические сведения (4 часа)
2. Простые мосты. (10 часов)
3. От балочного моста к мосту из фермовых конструкций. (10часов)
4. Висячие мосты (8 часов)
5. Соревнования мостов (2 часа)
«Плавание и погружение» (Корабли)6 класс.
1. Основные теоретические сведения (5 часов)
2. Вытеснение воды (8 часов)
3. Почему корабль плавает? (6 часов)
4. Плотность (11 часов)
5. Практикум (5 часов)
предполагает знакомство с понятием «исследование», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: исследование, проект, проблема, объект исследования, информация. Формирование умений видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
II Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностейпредполагает проведение исследовательской работы с лабораторным оборудованием:
1. «Равновесие и устойчивость» проведение экспериментов «Изобретаем арочный мост», «Изобретаем висячий мост», «Мост без гвоздей и винтов».
У детей формируются первичные знания о мостах: мосты строятся из камней, или из металла, мосты можно разводить, мосты должны быть прочными.
Мосты можно классифицировать по разным признакам:
по их назначению (для пешеходов или транспорта,
по длине (через реки, овраги, улицу,
по материалам (дерево, камень, сталь, бетон,
по конструкции.
2. Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»
проведение исследований «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному: кубики одного размера в стакане», «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера», «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера».
Наблюдения: вода поднимается выше, уровень воды становится выше, вода вытесняется.
Чем больше предмет, тем больше воды вытесняется, тем выше поднимается уровень воды в ёмкости.
III Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности :
IV Творческие работы- средство стимулирования проектной деятельности детей: индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме, защита исследовательских работ, выставка творческих работ, анализ исследовательской деятельности, круглый стол, подведение итогов.
V Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Мосты. Устойчивость и равновесие» в 5 классе и «Плавание и погружение» в 6 классе: Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы
внеурочной деятельности «Эта удивительная механика»
В результате изучения курса «Эта удивительная механика» обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения для учителя
1. Корнеллия Мейллер «Равновесие и устойчивость (мосты).» Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя. Адаптированный перевод с немецкого. М. :ИНТ. -271с.
2. Корнеллия Мейллер «Плавание и погружение» Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя. Адаптированный перевод с немецкого. М. :ИНТ. -236с.
3. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] : / Гузеев В. В. Директор школы № 6, 1995г. - 16с.
4. Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст] : / Зверкова П. К. М. : Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст] : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] : / Савенков А. И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) для обучающихся
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] https://www.mirknig.com/
2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] https://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] https://www.kodges.ru/dosug/page/147/
4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] https://www.fsu-expert.ru/node/2696
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___ М. П. Грачева
«28» августа 2017 года