татьяна тарасова
Внедрение в практику работы методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение в практику работы методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи у дошкольников
В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др.
Публикация «Внедрение в практику работы методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2021
Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.
Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала коллажа и мнемотаблицы. Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация.
Как любая работа строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И как я говорила «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.
Например: «Жили-были дед… (и баба). Была у них… (курочка-ряба) …»
Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приё м художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки.
При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку). Одновременно объясняю и показываю. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман). В результате обогащается словарный запас ребенка.
Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при разучивании стихотворений, загадок. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или загадка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или загадку целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Кроме занятий с детьми, я обязательно провожу работу с родителями. Мой девиз таков: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».
От осуществления опыта работы я ожидаю в первую очередь:
• Повышения уровня связной речи моих воспитанников, т. е. они должны научиться:
- фонетически и грамматически правильно владеть родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
- обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль. Описать событие, задать вопрос и ответить на него;
- уметь задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
- уметь оценивать речевое поведение – свое и окружающих, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.
• Развития памяти.
• Развития внимания.
• Развития мышления.
• Развития воображения.
• Психологического раскрепощения детей.
Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы педагогами в системе дошкольного образования при определении методов и приемов развития связной речи детей дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.