Юлия Каменева
Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и интеллектуальное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и интеллектуальное развитие дошкольников
Публикация «Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и интеллектуальное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Хочется начать с того, что сенсорная комната -это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира - кинестетический, аудиальный и визуальный. Здесь все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Каждый ребенок чувствует себя в ней частью особого волшебного мира, где все возможно…
Нашу сенсорную комнату посещают воспитанники в индивидуальном порядке и дети групп компенсирующей направленности. При подгрупповой работе включаю некоторое оборудование, как релаксационного блока, так и активационного.
Я организую работу в сенсорной комнате в следующих направлениях :
-релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции,
-использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие детей дошкольного возраста сенсорных функций :зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия
-непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психического развития ребёнка, развития его самооценки и становления личности.
Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между взрослым и ребёнком, увеличивает воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.
Я считаю, что занятия в сенсорной комнате, прежде всего, показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающими психосоматическими заболеваниями.
На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дать возможность выразить свое “Я”.
Например, я использую игры в сухом бассейне “Сова”, “Замри”, которые ведут к развитию произвольной активности, формированию эмоциональной и волевой сферы. Сухой бассейн помогает развивать тактильную чувствительность и вестибулярный аппарат. Во время занятий создается положительный эмоциональный настрой, также происходит массаж всего тела, ненужный мышечный тонус уходит.
Над бассейном представлена панель «Разноцветная гроза». Она в свою очередь, стимулирует зрительные и тактильные ощущения, снимает эмоциональное напряжение. Ребенок, представляет, что это волшебный дождь, который обязательно смоет все его страхи и переживания.
Такие упражнения, как “Воздушный шарик”, “Лифт”, провожу на пуфе, наполненном пенополистерольными шариками, на котором можно полностью расслабиться и снять мышечное напряжение. Его приятное воздействие способствует полному расслаблению.
Наблюдая за работой зеркальной пузырьковой колонны, дети выполняют следующие релаксационные упражнения “Разноцветная гроза”, “Порхание бабочки”, “Путешествие в волшебный лес”. Такие упражнения направлены на развитие психической саморегуляции, способствуют снятию напряжения. Колонна оснащена мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья.
В активационном блоке сенсорной комнаты представлен стол-мозаика. Стол развивает мелкую моторику, логику, воображение, память и конечно же усидчивость. Вот некоторые примеры упражнений за столом: «Выполни по образцу», «Выложи цифру», «Выложи букву», «Геометрические фигуры», «Разноцветный диктант».
Что касается рисования песком, это направление считается новым в коррекционной-развивающей работе с дошкольниками. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Несколько лет назад, используя в своей работе обычный песок, я отметила благоприятные тенденции в эмоциональном фоне детей. Именно поэтому, в 2014 году мною были освоены следующие программы повышения квалификации:
-”Практика сказочной песочной терапии”(24 ч.)
-”Арт-технология ”Песочная феерия” .Рисование
цветным песком и песком на световых столах. (24ч.)
-”Живой песок. ”Инновационная арт- терапевтическая методика индивидуальной и групповой психотерапии” (24 ч.)
А в 2016 году я прошла обучение по программе «Азы песочной анимации» (12ч.)
Мною отмечено, что искусство рисования песком положительно влияет на развитие познавательной деятельности, формирует потребности и ценностные ориентации у дошкольников с нормой и с ЗПР, а также эмоциональное развитие и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.
Результаты мониторинга на конец учебного года показали следующие результаты:
1. Снизился уровень тревожности детей
2. Обогатился активный словарь детей, в своей речи они стали использовать много прилагательных, научились вербально объяснять свои ощущения, более связно излагать собственные мысли.
3. Значительно повысился уровень развития памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
При рисовании песком, я учу детей использовать обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. В процессе рисования песком я учу детей задействовать и ладонь, и пальцы. Часто мои занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это спокойная, релаксационная музыка, которая помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией.
Детям очень нравится рисовать мультяшных героев. Некоторые дети теряются с чего начать, другие наоборот, полностью инициативу берут на себя. Так же им нравится выбирать цвет подсветки стола. Это своего рода цветотерапия. Я разрешаю использовать любой цвет, только красный в отдельных случаях или очень дозировано. Потому, как, правило, ко мне приходят дети с проблемами в поведении, а им дополнительная энергия красного цвета ни к чему. По завершении своей работы, мы с ребятами придумали такой ритуал, украшение своей картины. Для этого я использую разноцветные камушки для аквариума. Иногда дети так увлекаются, что не видно, что они нарисовали. Весь стол в разноцветных камушках.
Я могу с уверенностью сказать, что песочное рисование благоприятно влияет на подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности, раскрывает творческие способности, создаёт ситуацию успеха, так как всё, что не получилось легко можно исправить движением руки.
На песке мы изучаем все лексические темы, которые проходят ребята в течении года по адаптированной образовательной программе ДО для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Допустим, проходят они в группе тему: ”Огород”, “Овощи”, «Домашние животные», а мы закрепляем на песке. Здесь же я провожу игры на развитие воображения, закрепляем знание звуков, цифр, геометрических фигур.
Песок простейший и вместе с тем очень действенный материал, который помогает мне сделать занятия со своими воспитанниками не только более интересными, но и полезными.
По итогам Лодейнопольского ЦДК, выпускники этого года показали 100% готовность к школьному обучению.
В своей будущей деятельности, я планирую и дальше использовать и расширять свои знания по использованию оборудования сенсорной комнаты и рисованию песком на световых столах.