ЛЮДМИЛА ШУНИНА
Консультация для педагогов «Использование оборудования сенсорной комнаты для развития фонематического слуха дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самаркой области
«Использование оборудования сенсорной комнаты для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста.»
Учитель-дефектолог, педагог-психолог Шунина Л. А.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование оборудования сенсорной комнаты для развития фонематического слуха дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Использование оборудования сенсорной комнаты для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста.
Оборудование :
1. Интерактивная звуковая панель «Зверинец»;
2. Интерактивная свето-звуковая панель «Ферма»;
3. Настенный модуль «Колеса»;
4. Модуль для прогона шаров;
5. Лото. Смотри, слушай.
6. Лото. Звуковое лото.
7. Шумовые коробочки;
8. Набор звучащих шаров;
9. Комплект музыкальных инструментов.
Начнем уже по традиции, с определения. Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки.
Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного.
При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно).
«Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки, понятные по смыслу ребенку данного возраста, незаметно для себя развивают его фонематический слух. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Итак, развитый фонематический слух позволяет :
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух. Здесь можно выделить несколько этапов.
1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.) Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
(НАБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты. (ЗВУКОВЫЕ КОРОБОЧКИ И ШАРЫ)
-(ЗВУКОВОЕ ЛОТО) А теперь я предлагаю вам немного потренироваться. Сейчас я буду ставить вам различные неречевые звуки, тот, кто быстрее узнает звук, поднимает руку. Готовы?
Ставлю:
- скрип двери
- звук разрывания бумаги
- зажигание спички
- звук открытия бутылки
- звук принтера
- набор номера со старого телефона
-звук фена
Молодцы! У вас хорошо получилось. Так же можно играть и с детьми.
-Игра «угадай, что звучало». (Лото. Смотри, слушай.)
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
-Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
-Шумовые коробочки
- Набор звучащих шаров
-Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
-Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
-Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2. Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
-Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
-Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
-Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3. Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.
-Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
-Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4. Четвертый уровень – различение слогов.
-Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
-Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
5. Пятый уровень – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
-интерактивные звуковые панели «Зверинец» и «Ферма»
-Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
6. Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
-Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
-Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
-Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).
Итак, уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Успехов Вам и Вашим детям.