Юлия Журкевич
Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников.
Задачи: Дать определение песочной терапии.
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2017
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.
Ход мастер-класса :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
(представиление)
Наступила весна! Стало ярко светить солнце. Весенние солнышко хочет поделится с нами своими теплыми, добрыми лучиками. (раздаём лучики педагогам)
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил:
«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Песочные игры бывают трё х видов:
- Обучающие игры:
*моделирование игр-сказок,
*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
- Познавательные игры.
*игры на знакомство с окружающим миром.
*географические игры.
*фантастические игры.
*исторические игры.
*игры-экскурсии по городу.
- Проективные игры используют психологи и психотерапевты.
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
- Игры на расширение словарного запаса
- Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.
- Игры на развитие связной речи : «Пряталки», «Мой город» и др.
- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, Желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
В своей работе мы уделяем большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях активно используем песочные игры, которые разделили на несколько групп.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Сейчас мы приглашаем к столу тех, у кого жёлтые лучики
Начинаем наши игры!
Подвигайтесь – ка вперёд!
До чего же вы, ребята,
Удивительный народ!
Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.
В этом мы сейчас с вами убедимся.
Сейчас мы приглашаем к столу тех у кого оранжевые лучики.
Упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане,
И водопроводном кране.
Полосатый босоногий
Шлёпал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай,
Был привязан к маме туче.
Дождик, дождик моросит
В листьях клёна он шумит.
Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).
На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребё нка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
Существует похожая игра «Победитель злости» : мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям).
Приглашаем за стол тех у кого лучики красные.
По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, мы предлагаем вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведём,
Названия цветов на слоги разобъём!
Один слог – в верхнюю сажаем,
Два слога – в центре оставляем,
Три слога – в третью грядку.
Теперь сажаем по порядку.
( Односложные слова: мак.
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трё хсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).
После выполнения задания – вопросы:
- Опишите цветок по цвету, форме.
- Где растёт этот цветок?
- Какие цветы больше всего нравятся вам?
Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».
Сейчас мы приглашаем по 2 участника с разными лучиками.
Давайте украсим нашу клумбу «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.
Ну вот теперь наша клумба с цветами огорожена, но не хватает деревьев давайте мы их посадим.
Затем каждому педагогу предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, педагоги проговаривают предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? Расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Сегодня мы показали вам лишь несколько песочных игр, направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи.
Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошёл к концу. И на прощание мы хотим предложить вам на своих разноцветных лучиках написать пожелание и вернуть эти теплые, весенние лучики нашему доброму солнышку.
Литература.
- Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.
- Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2010.