Татьяна Бичикова
Родительское собрание «Интеллектуальное развитие старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие старших дошкольников (родительское собрание)
Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;
Публикация «Родительское собрание „Интеллектуальное развитие старших дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Задачи:
-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.
-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.
Актуальность:
ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребё нка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.
Ожидаемые результаты:
- у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей
- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей
- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр
1слайд
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, не только каждый родитель, но и педагоги нашего д/сада
Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.
2слайд
Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей в ДОУ создана предметно-развивающую среду, где вы являетесь нашими помощниками
Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать.
Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. Но мы не спешим отвечать на все вопросы. Чаще спрашиваем у вашего «почемучки» : «А как ты сам думаешь?» Либо создаем проблемную ситуацию, Малыш ищет пути решения, высказывает свои догадки из опыта, знаний.
3 слайд
Можем решить проблему при помощи экспериментирования, но для этого должны быть материалы. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». И не надо отмахиваться от детских вопросов «Подрастешь-узнаешь», «Поговорим об этом завтра»
Играть вместе с детьми нужно - это не оспоримо!
4 слайд-5 слайд
Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно.
Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т. д. А) Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.
6,7,8 слайд
Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками, спичками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.
9слайд
Так-же широко используем в совместной деятельности прописи с заданиями.
10слайд
В) «Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.
11слайд
В Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.
Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребё нок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям, меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
12слайд
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,
истолковании[Для детей, этот вид материала является самым ярким и
интересным, причем не зависимо от их возраста.
Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.
1. Какой день недели перед субботой?
2. Если стул ниже стола, то стол…
3. Чем отличается гайка от винта?
4. Утром мы завтракаем, а днём …
5. У каких геометрических фигур нет углов?
13 слайд
Задачи – шутки - это занимательные игровые задачи. Дети очень
активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они
настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда
занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное
эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Ребенку интересна конечная цель : сложить, найти нужную фигуру,
преобразовать, которая увлекает его. Для их решения в большей мере надо
проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.
Ж) Математические задачки-шутки для детей
- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?
- Может ли дождь идти два дня подряд?
- Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)
- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
1 Игры для родителей :
1. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
2. Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
3. Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?
4. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол пошел дождь. Как
звали шофера, и какой был номер? (Толька, мокрый)
5. Может ли дождь 2 дня подряд идти?
6. Когда черной кошке легче всего пройти в дом? (когда дверь открыта
7. Почему львы едят сырое мясо?
8. Может ли страус назвать себя птицей?
9. Что случилось 31 февраля?
10. Почему человек назад оглядывается?
15слайд
Лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и
требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности
действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до
конечной точки.
16слайд
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены
комбинацией фигур, букв или знаков
17 слайд
Игры в шашки и шахматы
Док-тор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля…
18 слайд Ежегодно занимают призовые места на районной паучно-практической конференции.
19 слайд Победителями в интернет -конкурсах
20слайд Мамы и папы! Вы можете помочь детям развить свои интеллектуальные способности!
• Если:
.Создадите дома развивающую среду, где ребенок может экспериментировать, играть в маленьких ученых, может рассматривать и изучать «научные книги»
• Приобретете или изготовите детям логические игры : «Колумбово яйцо», «Танграм», «Лабиринты», «Головоломки» и др.
• Будете с детьми решать логические задачки, проблемные ситуации, отгадывать загадки, ребусы, кроссворды
• Научите играть в шашки и шахматы