Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна
Развитие ЭВС детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии с использованием камешков Марблс
▼ Скачать + Заказать документы
20 апреля 2017 года состоялась XVIII научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: теория и практика инклюзивного образования» в Серове. Организаторы конференции ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж» ставили перед собою цель: представление и обсуждение опыта педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве.
Публикация «Развитие ЭВС детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии с использованием камешков Марблс» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Зырянова А. С., педагог-психолог, выступила с докладом в секции «Особенности организации процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Специалистами были рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ и РАС, представлены формы работы с родителями воспитанников и педагогами.
Тема моего доклада: Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии с использованием камешков Марблс
Проблема развития эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как возросло количество детей, которые приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Такие дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами.
Дети, имеющие нарушения в эмоциональной сфере, не могут определить и озвучить свое психологическое состояние, у них возникает внутренний дискомфорт. Развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и коррекционных занятиях. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Песочная терапия – это возможность самовыражения. Песок и несколько предметов, в точности камешки Марблс, способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Преобразую ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Но основным положительным моментом является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. [1]
Введение в действие ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013 г.) предполагает становление в ДОО новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования. Одна их характеристик целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определена как «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Развитию этих качеств в полной мере способствует песочная терапия как одна из инновационных образовательных технологий.
В некоторых группах ДОО, в кабинете педагога – психолога создан центр «Рисование песком», рисование песком осуществляется на столе-планшете со встроенной разноцветной подсветкой. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета подсветки для реализации своих творческих замыслов.
Л. С. Выготский отмечал, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям.
При однообразном, шаблонном повторении одних и тех же действий угасает интерес к усвоению новых навыков, знаний, умений. Дети лишаются радости, у них теряется познавательный интерес. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Поэтому и возникает необходимость в игровых технологиях находить новые нетрадиционные приемы. [2]
В настоящее время песочная терапия как метод всестороннего развития личности ребенка очень популярна и разнообразна. Существует направление рисования картин из песка на прозрачном экране с подсветкой. Для песочной терапии используют разнообразные предметы. Предметы должны быть представлены красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. В качестве дополнительного нетрадиционного материала используются разноцветные камешки Марблс.
Камешки Марблс яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию, способствуют осмыслению воспринимаемого. Камешки Марблс вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Большое разнообразие цветовой гаммы, формы и величины создают предпосылки для высокомотивированной деятельности, эмоционального и эстетического воспитания детей. [2]
В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического воспитания детей. [3]
Изменения, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой образования. В качестве приоритетного направления на сегодняшний день выступает забота об эмоциональном благополучии ребенка.
В основе ведущей идеи представленной работы лежит развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии с использованием камешков Марблс. В интересной игровой форме создавать благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, формирования позитивного отношения к жизни, жизнелюбие, стремление дарить радость окружающим, совершенствования умений и навыков практического общения, а также формирования у детей разных способов выражения эмоций и умение ими управлять.
Ниже представлены упражнения из опыта работы,направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Упражнение «Нарисуй эмоции»
Цель: обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
Содержание и задание: детям раздаются карточки с изображением эмоций и предлагается схематично нарисовать лица «Радость», «Грусть» и другие эмоции.
Игра может проводится как индивидуально с отдельными детьми, так и с подгруппой детей. Игра используется как для первичного обучения изображению эмоциональных состояний, так и в качестве закрепляющего материала. При использовании игры следует придерживаться принципа «от простого – к сложному»: на первых этапах работы с игрой давать задания на простые эмоции (базовые, постепенно усложняя варианты заданий, добавляя такие эмоции, как – отвращение, скука, вина, робость и др.)
Упражнение «Лучший друг, какой он?»
Цель: формирование умения отражать в рисунке внешних признаков, отличительных характерных черт и настроение своего друга.
Содержание и задание: Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен нарисовать и назвать их именами своих друзей. Это могут быть вымышленные персонажи. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах ребенка и помочь ему преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
Упражнение «Мои чувства»
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии
Содержание и задание: На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. Можно предварительно спрятать камешки Марблс в песке, а затем ребенок их будет искать. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
Таким образом, рисование песком с использованием камешков Марблс не только улучшают общее эмоциональное состояние ребенка, но и развивают воображение, творческий потенциал, развивают психические процессы, повышают самооценку и уверенность в себе, улучшают взаимоотношения со сверстниками, формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.
Список используемых источников
1. Федосеева М. А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель. 2014, 5 с.
2. Тарасова С. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала - камешков Марблс, декоративных камешков. 2016
3. Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика»№8,2015 с. 28-37
4. http://www.maam.ru/detskijsad/-peskografija-kak-inovacionaja-tehnologija-v-razviti-tvorcheskih-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Михалева С. М. Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста