Наталья Лукьянова
Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что родители являются значимыми объектами в жизни ребенка. Именно они – мамы и папы – создают безопасную и благоприятную среду для роста и развития личности. Благодаря родителям мы определяем границы, получаем первый опыт социального взаимодействия, учимся принимать решение и нести за него ответственность. Переоценить значимость родителей для детей и их взаимовлияние крайне сложно. Что же происходит, когда ребенок остается ребенком не только для мамы и папы, но и ментально, эмоционально и на поведенческом уровне? Откуда этот феномен берет своё начало и к чему может привести.
Публикация «Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте» размещена в разделах
Взаимодействие родителей и детей начинается гораздо раньше, чем они увидят друг друга. Ещё в утробе ребенок ощущает тесную связь с матерью, на данном этапе онтогенеза они единое целое. Однако послеродовой этап развития ребенка сопровождается необходимостью отдалиться от родителей. По мере увеличения психофизиологической дистанции между ними, ребёнок не только в прямом смысле убегает, встав на свои крепкие и готовые к бегу ноги, но и стремится делать первый осознанный выбор, даже если речь идёт о выборе еды или одежды.
Пик такого дистанцирования приходится на подростковый и старший подростковый возраст. Ребенок ощущает необходимость отстаивать свои интересы, принимать самостоятельные решения, стремится быть услышанным и требует, чтобы с его мнением считались. Внутренне он ощущает себя взрослым, хотя и не всегда в полной мере осознает степень ответственности взрослого. Именно на данном этапе можно услышать от родителей такие фразы: «он стал совсем другим», «я не узнаю своего ребенка», «мы не понимаем друг друга». И это действительно имеет место быть. Ребенок переходит на качественно новый этап своего развития, требующий перестройки как физиологических структур организма, так и психологического, и социального компонентов.
Как отмечает Л. И. Божович, старшие подростки, находясь на пороге взрослой, самостоятельной жизни, переживают совершенно новую социальную ситуацию развития. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, приобретение опыта принятия самостоятельных решений, готовность нести ответственность-всё это является особенностью старшего подросткового возраста. Происходит перестроение межличностных отношений и определение места подростка в них. Отношения со сверстниками несут личностный характер, позволяют занять подростку позицию «на равных», в то время как отношения со старшими переходят в разряд личностно-деловых, за счет чего развивается автономность и самостоятельность.
От того, как подросток пройдет данный этап, зависит его дальнейшее становление как личности. В идеальном варианте развития феномен свободы личности, который определяется через принятие ею жизненно важных решений, формируется за счет окружения этой личности и внутренней готовности. Однако такой идеальный вариант не всегда имеет место быть.
Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, при которой взаимодействии родителей и ребенка выстроено таким образом, что это препятствует росту личности последнего. Подросток при этом испытываем противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет обрести свободу, испытывает потребность самостоятельно принимать решения, делать выбор, не опираясь на мнение другого. С другой стороны, внутренняя тревога, страх перед неопределенностью и ответственностью за принятые решения заставляют его отдавать предпочтение безопасной и комфортной родительской среде. Очень схожие чувства испытывает и сам родитель. В стремлении защитить своего ребенка, облегчить его жизненный путь, родители неосознанно поддерживают с ним более ранние формы детско-родительских отношений, сохраняя при этом у подростка детские качества. Кроме того, страх утраты с ребенком близкого контакта, доверительных отношений так же приводит к необходимости поддерживать такую форму поведения, при которой подросток остро нуждается в поддержке, помощи и советах со стороны родителей. Само по себе стремление иметь доверительные отношения между родителями и детьми несет в себе исключительно положительный характер для становления личности. Однако если при этом подросток не приобретает опыт свободы в принятии решений и не сталкивается с последствиями своего выбора, то в дальнейшем это негативно сказывается на нескольких сферах его жизнедеятельности.
Внутриличностные проблемы подростка обнаруживают себя прежде всего в самооценке и образе Я. Как правило, такие подростки имеют заниженную самооценку, воспринимают себя как менее успешного, слабого и неуверенного человека. Повзрослев, они испытывают повышенное чувство тревожности перед миром, страх перед оценкой окружающих, присутствует чувство незащищенности.
Проблемы в сфере межличностных взаимоотношений проявляются в трудностях налаживания отношения со сверстниками и с противоположным полом. Может наблюдаться неудовлетворенность, выражающаяся через негативные эмоции, трудности с дистанцией и эмоциональной близостью, проблемы в установлении контактов и определении границ.
Кроме того, возникают трудности социализации. Правильнее будет сказать, что такое положение препятствует формированию социальной зрелости, у подростка отсутствует опыт самостоятельного принятия решений, и, как следствие, восприятие себя как взрослой, самостоятельной личности. Затрудняется выбор профессии, определение своего места в мире, избегается принятие ответственности.
Привлечение сторонних специалистов для разрешение возникающих трудностей в сфере детско-родительских отношений в период подросткового и старшего подросткового возраста способствует не только формированию зрелой личности в будущем, но и является прекрасным примеров взрослой позиции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Макушина О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей : дис. канд. псих. наук. -М., 2001.
2. Мымрикова А. И. Психологическая зависимость от родителей в старшем школьном возрасте, причины и следствия ее возникновения. – с. 2010
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
4. Ремшмитд Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. -М., 1994