Людмила Метелёва
Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игру отличает наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности. Процесс игры рассматривается, как игровой диалог, способ понимания, проникновения в мысли, намерения собеседника, связанные с организацией общей деятельности. На шестом – седьмом году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссерской игры, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режиссерские игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Понятие «режиссерская игра» требует уточнения. Это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы из вне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Особая внутренняя позиция ребенка в режиссерской игре позволяет ему управлять наличной предметной ситуацией, видеть ситуацию в целом и в то же время быть отдаленным от нее. Это значит, что развитие режиссерской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребенка, способствуя переходу на новый уровень воображения. /Е. Е. Кравцова/
Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Она практически индивидуальна, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого может остановить игру.
Режиссерские игры опираются на более широкий социальный опыт – впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, кинофильмов. Как следствие, сюжеты усложняются от простейшей цепочки знакомых ситуаций до ситуаций, в которых участвует множество взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей.
Режиссерская игра все теснее сплетается с общением. Дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых событий.
Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном возрастном этапе виду игровой деятельности.
Участие ребенка в игре зависит от того, умеет ли он предложить тему игры, содержание игровой роли, поворот сюжета, заинтересовать сверстников своей инициативой и принять инициативу партнера. Освоение умений организационного общения в игре, обеспечивает возможность и участие ребенка в совместных играх.
Работу надо начинать с развития у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые события. Задание сформулировать тему игры должно опираться на использование набора игрушек, как знакомых детям, так и тех, которые не использовались ими ранее. Каждый ребенок должен придумать, в какие игры можно играть с этими игрушками, называть темы, рассказывать о том, как можно поиграть.
Необходимо создать условия для развития умения совместно с партнерами по игре создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушками, озвучивать персонажей игры.
После того, как сюжет был разыгран, отметить успехи детей, подчеркнуть, что играть интересно тогда, когда дети умеют договориться, могут играть вместе. Мы стараемся игровые объединения формировать так, чтобы в них включались дети, которые проявляют склонности к организации игр.
Важно дать возможность детям с низким уровнем освоения позиции субъекта игровой деятельности попробовать себя в качестве исполнителей ролей, почувствовать успех в совместной деятельности. После совместного обсуждения сюжета дети выбирали персонажей, необходимые игрушки, и начинали игру. Воспитатель выступал как партнер детей, помогая им согласовывать действия с действиями партнера.
Завершающей игрой этого этапа стало «Веселое путешествие», организация которого требовала от детей интересного игрового общения, согласования замыслов. Детям заранее предлагалось принести для этой игры свою любимую игрушку из дома. В игре приняли участие два игровых объединения – два «пассажирских поезда». Они делали остановки, где их ждали интересные задания. В конце путешествия прибывали на «Поляну игр». Дети должны были придумать интересную тему игры, рассказать о том, как они будут играть, распределить игрушки, подобрать материал, быть дружными.
Следующим этапом должно быть накопление у детей содержания игровой деятельности, обеспечивающего возможность освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей. Это должно поддерживать интерес к режиссерской игре, основным мотивом которой является фантазирование.
Для обогащения содержания игровой деятельности использовалась литературная сказка (Она близка по структуре сюжета, привлекательна яркими героями и наличием борьбы добрых и злых сил). Дети спорят о том, что побеждает – добро или зло? Приходят к выводу, что добро всегда побеждает зло. /Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Серия словесных игр под общим названием «Придумка» направлена на развитие умения изменять элементы знакомого сюжета.
Успех участия ребенка в режиссерской игре во многом зависит от того, насколько он может ориентироваться на партнера, управляя игрушкой. Поэтому педагог должен выступать координатором замыслов детей, помогать связывать их в единый сюжет. Напоминать детям о необходимости изменить интонацию, мимику при смене персонажа, но при этом не принимать в игре непосредственного участия. Роль взрослого меняется – из партнера, участника, координатора детских игр он превращается в наблюдателя за ходом событий и консультанта, к которому дети обращаются в случае затруднения. Такая позиция педагога связана со становлением субъектной позиции ребенка в детской деятельности, все большей его самостоятельностью, открывающей возможности для проявления творчества. Чтобы предупредить отрицательное эмоциональное состояние ребенка надо использовать приемы положительной опережающей оценки и оценки результатов деятельности.
О появлении детей – «режиссеров» свидетельствует их высокая активность в игровых замыслах, в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, отличаются чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их согласованию, для них характерен положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками.
При организации режиссерской игры необходимо соблюдать три условия:
1. Наличие у ребенка индивидуального пространства (ширма, отдельный стол, подвижный фланелеграф, картонные коробки и т. д.)
2. Наличие мелкого игрового и бросового материала, многофункциональных предметов (кубики, коробочки, машинки, куколки, зверюшки, деревья и т. д.).
3. Позиция взрослого – умелое руководство этой игрой. Режиссерские игры отводят ему роль зрителя. Зритель не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка. Научившись подыгрывать взрослому в совместных сочинениях, ребенок может самостоятельно играть.