Матушкина Наталья Ивановна
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в России наблюдается рост числа детей с нарушениями развития речи. Эти отклонения связаны, главным образом, с плохими экологическими условиями и различными инфекциями. Проблема исправления речи становится все более актуальной. Учитывая, что речевые нарушения возникают в раннем возрасте, их необходимо выявлять и лечить как можно раньше.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей с речевыми нарушениями наблюдается относительно сильное общее двигательное недоразвитие и также отклонения в развитии мелких движений пальцев рук, так как движения рук тесно связаны с речевыми функциями.
Регулярные упражнения для развития движений пальцев рук, в сочетании с поощрением развития речи, являются мощным средством для улучшения функционирования коры мозга. Способность к восприятию предметов в значительной степени зависит от развития движений рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам происходит завершение созревания соответствующих областей головного мозга и развитие мелких мышц кистей рук. Важно, чтобы ко времени достижения этого возраста у детей была подготовка к овладению новыми двигательными навыками.
Особое внимание уделяется использованию этого факта в работе с детьми, особенно с теми, у кого развитие речи замедлено. Для стимулирования развития речи часто используется тренировка движений пальцев рук. Это позволяет решить две задачи: во-первых, косвенно влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить его к освоению навыка письма, что поможет избежать множества проблем в школьном обучении.
Развитие мелкой моторики рук может осуществляться не только на специальных занятиях с логопедом, но и в других ситуациях. Есть несколько способов, которые могут помочь улучшить ручную моторику ребенка и координацию движений в целом.
Во-первых, использование физических упражнений и игр для совершенствования ручной моторики. Ребенка можно научить тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом необходимо следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения, но четко и выразительно.
Во-вторых, развитие ручной ловкости невозможно без освоения навыков самообслуживания. К 6-7 годам ребенок должен самостоятельно справляться с застегиванием и расстегиванием пуговиц, молний, пуговиц на обуви, а также завязыванием узлов на платке и т. д. Важно также вовлечение детей в выполнение повседневных задач, таких как сервировка стола, уборка игрушек и помещения и т. д. Эти ежедневные активности не только имеют высокую педагогическую ценность, но и являются отличным тренингом для пальцев рук.
В-третьих, разнообразные виды ручной деятельности существенно способствуют развитию тонкой ручной координации. Это может быть рисование, аппликация, лепка, конструирование из мелких деталей, выкладывание мозаики и счетных палочек, плетение, вышивание, вязание, горение. Все эти виды деятельности являются эффективными способами подготовки руки к письму. К пяти годам дети обладают достаточной точностью и согласованностью движений кистей, чтобы выполнять задания, требующие навыков письма.
Одно из направлений для развития руки – это игры со счетными палочками или спичками. В этих играх с использованием рифмованных стихов детям предлагается создавать фигурки из счетных палочек или спичек. Сначала они знакомятся с геометрическими формами, на основе которых строятся другие фигурки. Фигурки сопровождаются стихами, чтобы у ребенка возникали не только визуальные образы предметов, но и звуковая структура.
Большое значение в тренировке движений пальцев имеет также развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обводка фигур или предметов по шаблону, с использованием простого и цветного карандаша. Шаблоны содержат различные предметы, такие как фрукты, овощи, посуда, одежда, животные и т. д. Для штриховки можно использовать рисовальные книжки. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Пальчиковые игры и упражнения, используемые в логопедической практике.
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.