Папки-передвижки

Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Кайгородова Наталья Ивановна
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

В последние годы в России наблюдается рост числа детей с нарушениями развития речи. Эти отклонения связаны, главным образом, с плохими экологическими условиями и различными инфекциями. Проблема исправления речи становится все более актуальной. Учитывая, что речевые нарушения возникают в раннем возрасте, их необходимо выявлять и лечить как можно раньше.

Публикация «Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей с речевыми нарушениями наблюдается относительно сильное общее двигательное недоразвитие и также отклонения в развитии мелких движений пальцев рук, так как движения рук тесно связаны с речевыми функциями.

Регулярные упражнения для развития движений пальцев рук, в сочетании с поощрением развития речи, являются мощным средством для улучшения функционирования коры мозга. Способность к восприятию предметов в значительной степени зависит от развития движений рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам происходит завершение созревания соответствующих областей головного мозга и развитие мелких мышц кистей рук. Важно, чтобы ко времени достижения этого возраста у детей была подготовка к овладению новыми двигательными навыками.

Особое внимание уделяется использованию этого факта в работе с детьми, особенно с теми, у кого развитие речи замедлено. Для стимулирования развития речи часто используется тренировка движений пальцев рук. Это позволяет решить две задачи: во-первых, косвенно влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить его к освоению навыка письма, что поможет избежать множества проблем в школьном обучении.

Развитие мелкой моторики рук может осуществляться не только на специальных занятиях с логопедом, но и в других ситуациях. Есть несколько способов, которые могут помочь улучшить ручную моторику ребенка и координацию движений в целом.

Во-первых, использование физических упражнений и игр для совершенствования ручной моторики. Ребенка можно научить тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом необходимо следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения, но четко и выразительно.

Во-вторых, развитие ручной ловкости невозможно без освоения навыков самообслуживания. К 6-7 годам ребенок должен самостоятельно справляться с застегиванием и расстегиванием пуговиц, молний, пуговиц на обуви, а также завязыванием узлов на платке и т. д. Важно также вовлечение детей в выполнение повседневных задач, таких как сервировка стола, уборка игрушек и помещения и т. д. Эти ежедневные активности не только имеют высокую педагогическую ценность, но и являются отличным тренингом для пальцев рук.

В-третьих, разнообразные виды ручной деятельности существенно способствуют развитию тонкой ручной координации. Это может быть рисование, аппликация, лепка, конструирование из мелких деталей, выкладывание мозаики и счетных палочек, плетение, вышивание, вязание, горение. Все эти виды деятельности являются эффективными способами подготовки руки к письму. К пяти годам дети обладают достаточной точностью и согласованностью движений кистей, чтобы выполнять задания, требующие навыков письма.

Одно из направлений для развития руки – это игры со счетными палочками или спичками. В этих играх с использованием рифмованных стихов детям предлагается создавать фигурки из счетных палочек или спичек. Сначала они знакомятся с геометрическими формами, на основе которых строятся другие фигурки. Фигурки сопровождаются стихами, чтобы у ребенка возникали не только визуальные образы предметов, но и звуковая структура.

Большое значение в тренировке движений пальцев имеет также развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обводка фигур или предметов по шаблону, с использованием простого и цветного карандаша. Шаблоны содержат различные предметы, такие как фрукты, овощи, посуда, одежда, животные и т. д. Для штриховки можно использовать рисовальные книжки. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Пальчиковые игры и упражнения, используемые в логопедической практике.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2024 в 06:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кайгородова Наталья Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всероссийский день культуры речи. Передвижка «Говорим правильно»

 22 сентября 1900 года родился известный лингвист, лексикограф Сергей Иванович Ожегов. К этой памятной дате приурочен всероссийский праздник – День культуры речи.

21 сентября. Всемирный день чистоты. Передвижка «Личная гигиена»

Всемирный день чистоты — экологическая акция, проходящая во многих странах мира в третью субботу сентября. В этот день организуют массовые уборки и другие мероприятия, направленные на поддержание...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД