Анна Зубенко
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, массажных варежек, также применяются различные бытовые предметы (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос, подставка для карандашей и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
1. формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
2. развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
3. развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
4. развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.
Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Также можно использовать массажную варежку, как тренажер «ежик», надев варежку на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Хлопая, приговаривать:
Лапушки, лапушки,
Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки –
Вам дадут лепешки.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей, так и для проведения самомассажа подушечек пальцев.
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу логопеда. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.
Дети кладут решетку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Игра с резинкой для волос.
Перстенек.
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
назад возвратился.
Надеваем и снимаем резинку на каждый палец поочередно.
Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок
Буду рада, если опыт работы и предложенный материал помогут коллегам и родителям в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.