Наталья Наседкина
Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна
Ход собрания.
Красочно обозначена тема собрания.
Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию мелкой моторики ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке:
Язык до Киева доведет
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Мал язык, да всем телом владеет.
Публикация «Родительское собрание „Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
Кто говорит, тот сеет.
С тобою разговориться, что меду напиться.
Слово не стрела, а сердце сквозит.
Без языка и колокол нем.
Не пройми копьем, а пройми языком.
Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
Язык впереди ног бежит.
Цитатами:
«Ум ребенка находится на кончике пальцев».
«Рука развивает мозг»
1. Выступление:
«Речевое развитие ребёнка, роль мелкой моторики»
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир.
Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка - это бесконтрольно пустить все на самотек.
Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся пальчиковой гимнастикой и играми с ладошками.
В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в до речевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится "вершителем" игры, и слова, и движения - все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На …. (называете имя своего ребенка) погляди.
Что поможет развить мелкую моторику рук?
- прежде всего, в этом поможет развитие навыков самообслуживания: одевание, застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытьё рук с мылом и другое.
- отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы для младенцев);
- конструирование (обязательно купите недорогой конструктор, собирание пирамидок, матрешек, кубика Рубика и игрушек-вкладышей;
- детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие, раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам;
- складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо сначала их разметить линиями, а затем все зависит только от вашей фантазии: кораблики, тюльпаны, самолетики и т. д. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее;
- ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, игра с телефоном, помогать маме сматывать нитки в клубок, чистить обувь губкой, вытирать пыль, включать и выключать свет.
2. Страна детства
-Все мы когда-то были детьми: верили в чудо, любили сказки, как хочется порою вернутся в детство! только как туда попасть? (во сне, на ковре-самолете, на машине времени.)
-Давайте построим машину времени. (Родители расставляют стулья по кругу)
-вот и готова наша машина. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, закройте глаза. Мы летим!
Остались позади серые будни, суета повседневности, домашние хлопоты, проблемы. Вы чувствуете, что рядом друзья, становитесь сильнее, свободнее, любое дело вам по плечу.
Вот мы у цели. Вот она, удивительная и прекрасная Страна детства. Как здесь красиво! Вы наверное, почти забыли, что небо здесь голубое-голубое, солнце ярче, трава зеленее, а конфеты слаще.
В стране детства вы можете вспомнить книги, которые читали в детстве.
3. Литературная викторина:
(родители отвечают на вопросы викторины)
1. Вспомните стихотворение Ю. Тувима «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка в корзине домой принесла:
(Картошку,капусту,
морковку,горох,
петрушку и свеклу. Ох)
2. Какие волшебные слова надо сказать,чтобы остановить горшочек каши в сказке братьев Гримм (горшочек, не вари).
3. Какие подарки отвергла принцесса в сказке Г. -Х. Андерсена «Свинопас»? (розу и соловья)
4. Продолжите стихотворение А. Барто «Грузовик» :
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
(Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.)
4.-А сейчас вспомните любимые вами в детстве подвижные игры.
(родители называют игры и в одну из них играем)
5.-Посмотрите, в нашей стране растет чудо-дерево. Сорвите с него по листу и выполните задание, которое написано на нем, (все задания на развитие мелкой моторики).
- застегнуть пуговицы,
-шнурование ботинок,
- отвинчивание крышек,
- конструирование (из лего сделать домик)
-выкладывание мозаики (цветочек)
-собирание разрезной картинки
-обводка по трафаретам;
-рисуем на манной крупе (солнышко)
-сухой боссеин (отобрать красивые крышечки)
-распределить одежду в стиральную машину по цвету
-«золушка» перебрать крупу.
Наше путешествие подошло к концу. Вы замечательные родители. В вашем сердце живет детство, а значит, вы всегда поймете своих детей и постараетесь вырастить их порядочными, разносторонними и творческими людьми.