Татьяна Ярославцева
Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников.
Ярославцева Татьяна Григорьевна, воспитатель ФГК ДОУ№145
Детская художественная литература - действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться.
Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости.
Публикация «Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Как же влияет сказка на формирование личности ребенка? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у дошкольника появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Многие дети дошкольного возраста, не владея в силу возрастных особенностей навыками анализа художественного произведения, нуждаются в продолжении работы над книгой под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки, рассказа и т. д. Такие приемы, как творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
Поэтапность проведения такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать до этого.
Работа над художественным произведением условно делится на следующие этапы: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее- к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков) и, наконец к играм-драматизациям. По мере необходимости допускается возврат к некоторым приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций. В целом эти методические приемы призваны помочь воспитателю в формировании у детей образно-эмоционального обобщения воспринятого художественного материала, расширения обогащения социального опыта и ценностных установок.
В практической деятельности воспитатель стремится научить дошкольников переносить полученные чувства и эмоции в реальные ситуации (социум). Для этого требуется:
-научить детей видеть эмоциональное состояние другого;
-создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичными сказочным по своей нравственной сути и активизировать их к реальным ситуациям;
-вызвать у ребенка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь пробудило импульс к внутреннему содействию; и самое важное – суметь создать такие условия (игровые или жизненные, в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
Итак, воспитатель, при помощи художественной литературы, стимулирует дошкольников на умение видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на его место и переживать с ним его чувства, умение действенно откликаться на эмоциональное состояние другого, обогащает социальный опыт детей.