Нелла Другова
Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста
Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания [1].
Публикация «Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ф. Фребель считал, что процесс игры - это проявление и выявление того, что изначально заложено в людях божеством. Через игру дети, по мнению Ф. Фребеля, познают божественное начало, законы мироздания и самого себя.
Ф. Фребель придает игре очень важное воспитательное значение: игра развивает детей физически, обогащает их мышление, речь, воображение; игра является активной деятельностью для дошкольного возраста. Значит, Фребель считал основной воспитания детей в детском саду -игру.
Важный интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой. Е. И. Она рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [39, с. 34].
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, систематизацию и углубление представлений дошкольников об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней дети отражают окружающую действительность, выявляют свои знания, делятся ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей дошкольного возраста. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача.
Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу в игре, дошкольники раннего возраста упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам [25, с. 82].
В дидактических играх перед ребёнком ставятся те или иные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они содействуют развитию у ребёнка восприятий и ощущений, усвоению знаний, формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать ребятишек разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных практических и умственных задач. В этом состоит их развивающая роль.
А. В. Запорожец, рассматривая роль дидактической игры, отмечает, что нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных умений и знаний, но и способствовала бы общему развитию детей, служила формированию их способностей [5, с. 12].
Прежде чем приступить к систематическим занятиям по развитию речи, педагог подбирает для детей материал. Нужно помнить, что речевые занятия имеют свою специфику, и поэтому, какие бы действия педагог не производил с предметами, что бы ни показывал ребятишкам, основное внимание он должен сосредоточить на своей собственной речи и речи детей.
Игры с сюжетными игрушками.
Игры с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др., оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.
С куклой дети учатся выполнять различные действия. Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками, что в процессе улучшает речь ребенка.
В играх, цель которых – развивать понимание названий предметов и действий, можно давать несколько больше слов, чем на занятиях, проводимых с целью развития активной речи.
Очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь.
Игры с использованием литературных текстов.
Художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В течении второго года жизни у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Слушая стихотворение, потешку, сказку, ребенок становится способным не только почувствовать их ритм, уловит рифму, но и понимать несложное содержание, а также повторять слова, звукосочетания, воспроизводить движения в соответствии с текстом [16, с. 22].
Читая стихи, потешки, сказки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает подражать их звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким путем развитию их собственной речи.
Игры и занятия с использованием картинок.
С конца первого года, а тем более на втором году с помощью картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает названия предметов, действий, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.
Использование картинки для развития речи имеет даже некоторые преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им прежде всего хочется поиграть, а не рассказать о ней.
Очень важно, чтобы содержание картинок побуждало малышей, только еще овладевающих речью, говорить.
Игры с предметами.
Прежде всего, развивается мелкая моторика рук и способность производить с предметами целесообразные действия, например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и т. д. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер, малыш приучается контролировать движения рук зрением.
Если взрослые сопровождают действия ребенка словом – обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь.
Игры со строительным материалом.
Занятия со строительным материалом имеют большую ценность. В основном, эти игры развивают мелкую моторику и сенсорный опыт воспитанников детского сада. При словесном руководстве со стороны воспитателя на этих занятиях обогащается речь детей.