Медведева Ольга
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
А. М. Горький
Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, даже в учреждениях мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с множеством неправильных ударений и речевых ошибок.
Публикация «Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Учёные – лингвисты и методисты в последние годы разработали новую концепцию преподавания русского языка, одним из пунктов которой является необходимость более полного и глубокого изучения в школе вопросов фонетики и орфоэпии, усиления внимания к культуре устной звучащей речи. Эта концепция легла в основу Федерального стандарта образования по русскому языку. В соответствии с новыми требованиями дети должны не только знать характеристики звуков и производить фонетический разбор слов, но и правильно ставить словесные и логические ударения, чётко артикулировать звуки, выразительно интонировать фразы, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти вперед развития и вести его за собой, т. е. обучение нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Таким периодом, по мнению многих лингвистов, психологов, педагогов, считается возраст 4-5 лет, который назвали периодом «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Ребёнок не начнёт читать, не будет грамотным, если не научится слышать звуки родного языка. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему языка необходимо уже в средней группе.
В младших и средних группах детского сада осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова. В старших группах эта работа усложняется. Дети учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и т. д. Принимая все это во внимание, можно сказать, что в детском саду применяется метод опережающего обучения. Если дети овладеют всеми этими умениями в детском саду, в школе будут чувствовать себя комфортно, будут уверены в своих силах, полюбят свой родной язык, приобщатся к чтению русской классической литературы.
Эти проблемы и побудили меня более углубленно заняться развитием речи дошкольников. Ведь воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а следовательно, и его личность в целом. Замечено, что дети, страдающие какими-либо дефектами речи, малоактивны,замкнуты, плохо контактируют со сверстниками, их неохотно принимают игры, которые требуют активного речевого общения.
Следовательно, в дошкольном возрасте у детей необходимо развивать активный познавательный интерес к родному языку, повышать уровень речевого развития, подготовить к началу обучения в школе. В дошкольном возрасте основой общения взрослого с ребенком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в виде игры.
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать в совместном виде деятельности в детском саду специально подобранные дидактические игры, речевые ситуации и развивающие упражнения по развитию речи детей, то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.
Цель данного исследования:
Показать роль дидактической игры во всестороннем развитии речи детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс воспитания у дошкольников речевых навыков.
Проблема исследования: создание педагогических условий для речевого развития детей дошкольного возраста.
.
Проблема, предмет и цель предопределили следующие задачи исследования:
1. Анализ задач по развитию речи по всем возрастам.
2. Анализ дидактических игр.
3. Систематизация проанализированного материала.
4. Разработка перспективного планирования по разделу «Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста».
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
2. Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников.
3. Беседы с родителями о значимости развития речевых навыков у детей.
4. Обобщение собственного опыта работы.
Практическая значимость работы заключается в систематизации проанализированного материала; в исследовании особенностей развития речи детей от младшего до старшего возраста при использовании дидактических игр в совместной деятельности.
Оценка эффективности работы воспитателя по исследованию особенностей развития речи дошкольников путём использования дидактических игр в совместной деятельности
В совместной с детьми игровой деятельности, я отметила, что во всех дидактических играх младших дошкольников больше внимания привлекала наглядность (игрушки, картинки и т. д.). они охотно обменивались ими показывали друг другу, нарушая тем самым установленные правила действий. Их поведение напоминало предметную игру. Не сразу выделялась умственная задача некоторыми детьми. Дети предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди, и не смогли удержаться от подсказа, если им был известен правильный ответ. Поощрение требовалось для каждого участника игры, т. к. дети в данный период осваивали правила жизни в группе (помогать друг другу, выполнять то, что делают все). Этим правилам как бы противоречили правила игрового соревнования, преследующие цели осознания своих умений и способов действий.
Со временем дети научились принимать игровую задачу, развивали игровые умения, проявляли сообразительность.
В средней группе они значительно успешнее, чем малыши, ориентировались во всех правилах, выделяли дидактическую задачу, как условие их выполнения. Но детей привлекали и другие элементы игры: игровой материал, порученная роль, свои достижения.
В начале года дети шумно выражали свою радость в случае успеха и спорили друг с другом по поводу тех или иных действий. Из-за увлечения игрой нарушали правила. Решение умственной задачи детьми связывались с переживаниями удовлетворения от умственных усилий, завершившихся благодаря активной помощи взрослого положительным результатом. Каждый результат приносил ребенку радость достижения и его признания другими людьми. У детей стало создаваться познавательное отношение к игре.
В старшем возрасте оно стало более активным, ребенка уже не удовлетворяло то, что сообщалось ему попутно с игровыми правилами. Любознательность детей начинала перерастать рамки деятельности. Детей захватывала познавательная беседа, в которую незаметно могла перейти игра. Дети задавали много вопросов по теме игры. Некоторые дети были готовы приобретать знания независимо от игры. Дидактическая игра сформировала у детей потребность в знаниях, активный интерес к их источнику, познавательные навыки и умения.
Оценивая результаты обследования детей, можно сказать, что за время обучения заметно улучшились все показатели речевого развития детей. Таким образом, используя в своей работе игры и игровые упражнения, я пришла к выводу, что применение их имеет огромное значение в усвоении детьми знаний. Подавляющее большинство детей успешно справляется с материалом. Даже для самых слабых детей такая работа не проходит бесследно. Но самым важным результатом, на мой взгляд, является то, что дети становятся уверенными в себе.
Заключение
На конец 2016-2017 учебного года наблюдается положительная динамика развития речи дошкольников.
Причем, эта положительная динамика осуществляется не только за счет роста детей с уровнем развития речи соответствующим возрастной норме, а и за счет увеличения процента дошкольников с высоким уровнем развития речи. 63 процента детей группы показали высокий уровень развития речи. У 37 процентов детей средний уровень развития речевых навыков. Детей с низким уровнем развития речи на конец 2016-2017 учебного года не выявлено.
На основе сравнительных данных по развитию речи детей, можно сделать вывод, что использование в педагогической работе по развитию речи дошкольников дидактических игр и упражнений дает положительный результат. За время обучения дошкольники овладели многими речевыми навыками и умениями.
Дидактическая игра помогла мне формировать у детей быстроту мышления, оказала большое влияние на развитие их умственных способностей.
Моя работа по развитию речи детей продолжается, но и сегодня можно сказать, что проведенное исследование дало желаемый результат.
Литература
1. Агапова И. А. Мир родного языка – М., 2008г.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. ,1999г.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М. ,1991г
4. Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развития умственных способностей у детей дошкольного возраста - М. ,1989г.
5. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М., 2006г.
6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями – М. ,1981г.
7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры, упражнения со звучащим словом. - М., 1983 г.
8. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр, - М. : Просвещение, 1988. - 159с. : ил.
9. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. ,1982г.
10. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.
11. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М., 1992
12. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. №3-4, стр. 4.
13. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. – М. ,2008г.
14. Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста. М. ,1964 г.