МААМ-картинки

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа

Ольга Мельникова
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа
▼ Скачать + Заказать документы

Виды работ

по закреплению функции фонематического анализа.

Мельникова О. В., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №49» г. Перми.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Публикация «Виды работ по закреплению функции фонематического анализа» размещена в разделах

Для закрепления знаний по формированию анализа и синтеза слов предлагаю детям игровой материал, способствующий улучшению сформированности данного речевого компонента.

Таким образом, логопедические игры, упражнения и задания способствуют более эффективному развитию фонематического анализа и синтеза слов у старших дошкольников с ОНР.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа и синтеза слов описаны в соответствующих руководствах многих авторов (М. Ф. Фомичевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой, Н. А. Чевелевой, Р. И. Лалаевой и др.). В своей работе использую известные виды работ и разработанные мною лично игры и упражнения:

1. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста.

2. Восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка - МЕДВ…ДЬ, ДЕ…ОЧКА, ТЕТ…АДЬ, …ИНИ…А).

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (кот, окно, мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.

5. Добавить 1,2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па – пар, пары, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова).

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков. Например: с тремя звуками (дом, дым, сом, сад); с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы); с пятью звуками (мышка, кошка, шапка, лапка, банка).

7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

8. Определить количество звуков в словах. Игра «Построим пирамиду».

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске:

м К о А ш

мак Ком оса Аня шум

море Кора осёл аист шары

моряк Крыса океан Арбуз шалаш

музыка Крошка огурец ананас штанга

10. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:

а) в начале слова: рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка и т. д.

б) в конце слова: шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф – лифт;

в) цепочка слов: жи – ежи – ужи – лужи – ложи – ножи – моржи;

г) перестановка звуков:

пила – липа карп – парк кот – кто

палка – лапка гора – рога дар – рад

д) перестановка звуков при помощи четверостиший:

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.)

С м меня ты надеваешь,

С л собаку называешь. (Майка – лайка.)

С к я в школе на стене,

Горы, реки есть во мне,

С п – от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою. (Карта – парта.)

С б смертельной я бываю,

С м меха я пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна. (Боль – моль – роль – соль.)

Я – дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (Сосна – насос.)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша.)

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь м,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха – муха.)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь и – и поведу –

Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот.)

11. Преобразовать слова путем замены одних звуков и букв другими:

а) замена гласного звука в середине слова (ДОМ - ДЫМ, СОН – СЫН);

б) замена начального согласного звука (КОТ – РОТ, КОРА – НОРА);

в) замена конечного начального звука (СЫР – СЫН, СОН – СОК).

12. Преобразовать слова путем изменения последовательности звуков и букв:

а) звуки располагаются в обратном порядке (КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, СОН – НОС, ДАР – РАД)

б) два звука меняются местами в слове (РЫБАК – РЫБКА).

13. Преобразовать слова путем отнимания звуков (ПУШКИ- УШКИ, ШМЕЛЬ – МЕЛЬ).

14. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв:

а) в начале слова (ОСЫ – КОСЫ, МЕХ – СМЕХ);

б) в конце слова (ПАР – ПАРК, РЫБА – РЫБАК).

15. Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов (РАКЕТА – РАК, РЕКА, КАТЕР, МАШИНКА – МАК, МАНКА, МАША, КАША, ШИНА, НИКА, МИШКА, КАМА).

После звукобуквенного анализа исходного и полученного слова акцентируется внимание на лексическом значении, т. е. ребенок должен объяснить есть такое слово в устной речи или его нет. Эти упражнения помогают понять ребенку с ОНР, что ни один звук в слове не является случайным, что добавление или замена звука может изменить слово. А это значит, что все звуки и соответствующие им при записи буквы должны быть на определенном месте.

16. Образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

17. Составить графическую схему предложения и слова:

___ предложение

___ ___ ___ слово

___ ___ ___ ___ ___ ___ слоги

. .. .. .. .. .. . звуки

18. Заполнить схему.

19. Вписать буквы в кружки (5кружков). Предлагаю детям вписать в данные кружки третью букву следующих слов (слова можно записать на доске или предъявить картинки) : рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга). Можно предложить составить слово из кассы букв.

20. Разгадать ребусы.

21. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии.

Дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова.

22. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:

Луна - стол - л

Кино - игла - и

Лампа - мышь - м

Окна - дом - о

Нос - Анна - н

23. Разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами: прямоугольник – слово, квадрат – слоги, кружочки – звуки (гласные, согласные). Дети соотносят картинку со схемой.

Комар, рама, волк, кран, парк, лампа и. т. д.

24. Классификация слов на группы. Предлагаются пары слов (на карточках, сходные по написанию, но разные по значению. Для классификации необходим строгий побуквенный анализ слов. Например, при раскладке на две группы: транспорт и ягоды – фрукты это пары: МАШИНА – МАЛИНА, АВТОБУС – АБРИКОС; на группы мальчики и девочки это пары имен: МАША – МИША, ТОЛЯ - ПОЛЯ, ТОНЯ - ТАНЯ, ВИТЯ - ВИКА.

25. Отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, ПАР, БЫК, БЛИН, БРАК, на других псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, БЕН, ПАК, ПУН, ПЛЯМ). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой.

26. Подобрать слова к графическим схемам.

27. Из предложения выбрать слова по предложенной графической схеме.

28. К схемам подобрать названия деревьев, цветов, птиц, животных, названия мебели, посуды и т. д.

29. По картинкам определить количество звуков в названии предметов и положить под картинки соответствующие цифры. ( Например: сова, мак, чашка.)

30. Упражнение «Впиши названия предметов в схему». Из ряда картинок предлагаю детям выбрать только те, которые соответствуют схеме. Картинки и схемы могут быть следующими: линейка, ложка, ручка, майка, лампа, полка, ладошка, вата.

___

л___а

л___а

л___а

л___а

31. Составить слова из первых звуков названий картинок.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Акишина А. А., Барановская С. А. «Русская фонетика». – М., Издательство «Русский язык», 1998.

2. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи». // «Дошкольное воспитание», 2007 г., №5.

3. Жуков Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».- Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

4. Лурия А. Р. «Речь и развитие психологических процессов у ребенка». М., 1956.

5. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

6. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». – М., 1994

7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». – М., «Гном – Пресс», 1999.

8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. «Нарушения речи у детей» - М., 1993.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи» (программа). М. ,1991.

10. Швачкин Н. Х. «Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте». /«Известие ак. пед. наук РСФСР», 1948, №13.

Публикации по теме:

«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию» Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют: • развитию.

Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции) Изучение неречевых психических функций 1. Общие данные • контактность, • устойчивость внимания, • работоспособность, • ориентировка в окружающем,.

Доклад на педагогическом совете «Основные функции дидактической игры» 1. Дидактическая игра как игровой метод обучения. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия.

Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников посредством развивающей функции проектной деятельности (перспективный план по годовой задаче) На 2015-2016 учебный год в нашей группе запланирована работа над долгосрочным проектом «Развитие.

Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий Хорошая речь–важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.

Подгрупповое занятие в подготовительной группе по развитию высших психических функции Подгрупповое занятие. Цель: сплочение группы, развитие воображения, мышления, внимания, памяти и творческих способностей. Задачи: Коррекционно.

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления: 1. Формирование фонематического восприятия.

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением речи. 1. Формирование анализа звукового ряда состоявшего из гласных: - уточнение артикуляции гласных звуков; - определение наличия гласного звука.

Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» 1. Игра «эхо».

Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.2) 20. Выделить из предложения слова, состоящие из одного, двух или трёх слогов. 21. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трёх.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 21:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды работ по закреплению функции фонематического анализа» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД