Анастасия Середа
Консультация для педагогов и родителей «Исполнительство как вид детской музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Исполнительство как вид детской музыкальной деятельности
Способами общения ребенка с музыкальным искусством является: пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры, т. е. участие в исполнении музыкальных произведений.
Исполнительство – один из видов музыкально-художественной деятельности, особый вид музыкально-творческой деятельности. Задачи исполнителя связаны с необходимостью проникновения, понимания характера художественного образа и его интерпретации для слушателей.
В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности:
• исполнительская деятельность не является профессиональной. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке.
• Не существенна связь исполнитель-слушатель. Ребенок не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Он наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту, он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности.
Музыкально-исполнительская деятельность детей – это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа. Успешность исполнения зависит от того, насколько ребенок умеет понимать и интерпретировать художественный образ.
К данной группе умений можно отнести:
1) умение эмоционально воспринимать музыкальный образ:
- готовность ребенка слушать и вслушиваться в музыку,
- эмоционально реагировать на характер музыки, музыкальных частей, фраз;
2) умение понимать (декодировать) музыкальный образ:
- адекватные эмоциональные реакции на характер музыкального произведения,
-стремление понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
3) умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к
музыкальному образу:
- стремление отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (словесно, в рисунке, в движении, в игре);
4) умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в
разных видах музыкальной деятельности:
- продумывание ребенком характера будущего музыкального образа,
- поиск средств выражения придуманного образа.
Эти умения являются общими для всех видов исполнительской деятельности. Овладение ими обусловлено развитием общей эмоциональной компетентности дошкольника и тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку как общей музыкальной способности. Только если ребенок чувствует и понимает тот характер, который он хочет передать в пении или движении, его исполнение обретает черты индивидуальной интерпретации. Только при сравнении имеющегося личного эмоционально-чувственного опыта с характером музыкального произведения начинается интерпретация музыкального образа, что делает исполнение дошкольника выразительным.