Оксана Шкруднева
Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.1)
▼ Скачать + Заказать документы
Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.1)
Подготовила: Шкруднева О. Д.
учитель-логопед
МАДОУ «Детский
сад комбинированного вида № 13
г. Шебекино Белгородской области»
1. Игра «эхо» - повтори за мной:
а) слоги, например па - ба - па и т. д. ;
б) слова сок - шок и т. п. (сначала с одной гласной, затем с другими).
2. Поднять соответствующую букву после произнесения логопедом слогов, слов с заданными звуками.
3. Придумать самостоятельно слоги с заданными звуками.
Публикация «Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч,1)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим - заданным.
5. Определить, какой из заданных звуков в словах. Логопед называет слова, в которых дифференцируемые звуки находятся в начале, затем в середине, далее в конце слова.
6. Определить место дифференцируемых звуков в словах.
7. Подобрать слова с заданными звуками в начале, в середине, в конце слова (можно разделить детей на две команды).
8. Разложить картинки с заданными звуками под соответствующими буквами.
9. Добавить в слова недостающие звуки.
10. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова с заданными дифференцируемыми звуками. Игра может проводиться в двух вариантах:
а) детям раздаются карточки с картинками и соответствующие заданным звукам буквы, логопед называет слово, ребёнок должен найти соответствующую картинку на своей карточке, определить, какой звук слышится в этом слове (в начале, в середине или в конце - по инструкции логопеда) и закрыть картинку соответствующей буквой;
б) детям раздаются карточки с картинками и полосочки или палочки, необходимо соединить полосочкой картинки с одинаковыми звуками, например, в начале, в середине или в конце слова - по инструкции логопеда.
11. Составление дифференцируемых слогов из букв разрезной азбуки ( например: па-ба, ма-мя, ра-ла и т. п.).
12. По сюжетной картинке придумать предложения, в которых есть слова с заданными звуками.
13. Дополнить предложение словом, предлагаются предложения, которые можно дополнить словами-квазиомонимами, например:
Мама сварила вкусную (кашу).
В магазине деньги платят в (кассу).
14. Из рассказа, читаемого логопедом, одна команда запоминает и называет потом слова с одним дифференцируемым звуком, а вторая - с другим.
15. Составить схемы слов с дифференцируемыми звуками.
16. Назови слово с другим звуком (дифференцируемым). Примеры слов приведены в папке с приложениями.
К выше перечисленным заданиям и упражнениям предлагаются следующие упражнения для развития фонематического анализа и синтеза и представления на их основе, слогового анализа и синтеза:
1. Назвать только гласный звук слога.
2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
3. Придумать слог с соответствующей гласной.
4. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
5. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором, третьем месте.
6. Назвать гласные звуки слова, вначале в односложных словах, затем в двусложных, трёхсложных, определить место звуков в слове, составить звуковую схему слова.
7. Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
8. Разложить картинки под гласными буквами. На начальном этапе работы предварительно дети называют картинки, в дальнейшем не называя (предлагаются картинки на односложные слова).
9. Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные звуки.
10. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы, например: - у - а (муха).
11. Повтори заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
12. Определить количество слогов (частей) в названных словах или предъявленных картинках, поднять соответствующую количеству слогов цифру.
13. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии, предлагаются картинки на двусложные, трёхсложные слова.
14. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне «размещаются» слова - картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трёх слогов.
15. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, мебель, посуду и т. п. по лексическим темам, в названии которых два или три слога.
16. Выделить первый слог из названий картинок, сложить его из букв разрезной азбуки.
17. Определить пропущенный слог в названии картинки, например: - ва (сова) и т. п.
18. Составить слово из слогов на карточках, данных в беспорядке, например: та, ка, пус - капуста, если перевернуть полученное слово, то получится картинка - капуста.
19. Определить слово или предложение, произнесённое по слогам, например: Де-ти лю-бят кон-фе-ты.
20. Выделить из предложения слова, состоящие из одного, двух или трёх слогов.