Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют :
• развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения;
обогащению сюжета детских работ;
• развитию рефлексии, самооценки, самосознания.
Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют :
• развитию образного мышления и творческого воображения;
Публикация «„Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию“» размещена в разделах
• развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует, делает выводы).
В своей работе использую следующий методический комплект: примерную общеобразовательную программу «Детство», с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития». Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника».
Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами, но и одновременно даёт им оценку, как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир, но и помочь осознать своё собственное творчество.
Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ.
Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности. Она включает в себя следующие части:
• Вводная. Мотивация и замысливание.
• Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа.
• Оценка и анализ. Осознание результата деятельности.
Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа :
В исполнительской части – промежуточный анализ;
В 3 части занятия – итоговый анализ.
О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева:
«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей. Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы. Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось», что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».
При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ :
1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.
2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения.
3. Оценку нужно построить так, чтобы дети были максимально активны.
4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.
Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми. Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе, а под целенаправленным руководством педагога.
Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.
Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж. Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу. Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.
Например, персонаж спрашивает:
- А почему в твоём лесу никто не живёт?»
- Какая погода в городе?
И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.
У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе, в этих случаях я использовала такие фразы
• «Художник умеет прятать свои ошибки»;
• «Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное».
Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.
Дифференцированный подход осуществляется через:
-предоставление возможности выбора содержания работы и материалов;
-использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем);
-использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня).
Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности, которая включает в себя:
• Целостное эмоциональное восприятие всех работ.
• Анализ решения изобразительных задач.
• Итоговая оценка. Перспектива последующего использования работ.
Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков, то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.
Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.
Начинаю анализ тогда, когда готовы все детские работы. Это – проявление гуманистической позиции: каждый рисунок ценен, хорош по своему.
Заранее продумываю условия проведения анализа, готовлю место.
Варианты размещения детских работ для анализа :
• на отдельных столах
• на подоконнике
• на мольбертах
• на специальном стенде
• На специально оформленной выставке
• в приёмной группы на стендах
• на макете (работы по лепке)
Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.
В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.
В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ. Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке, чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.
В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.
Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе.
Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа : «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась», «Как обрадуются малыши новым маскам» и т. д.
Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач, способов, методов и приёмов изображения, выразительности и оригинальности исполнения.
Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности :
- цвет,
- форму,
- композицию.
В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.
Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия: вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие:
- В каком рисунке выразительно изображена форма?
- В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.
В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.
При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребё нка или сопереживанию к неудачам товарищей:
-Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!
-Как потрудился Вася: он нарисовал столько жителей подводного царства!
-А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!
Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам.
Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.
Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу - яркий показатель его личностного развития.
И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.