Вероника Успенская
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение неречевых психических функций
1. Общие данные
• контактность,
• устойчивость внимания,
• работоспособность,
• ориентировка в окружающем,
• навыки самообслуживания,
• особенности поведения,
• особенности психического развития…
2. Состояние слухового внимания
• Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»
• Определение направления (справа, слева, сзади, сверху, спереди) источника звука: звучащей игрушки, стука, хлопка.
• Восприятие и воспроизведение ритма: - -. .. - -. -. - .
Публикация «Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Оценивается в баллах:
0 баллов – нет ошибок
1 балл – 1 – 2 ошибки
2 балла – 3 ошибки
3 балла – более трех ошибок
3. Исследование зрительного восприятия
3.1. Восприятие цвета
• Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца) – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный
• Показ цветов - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный
3.2. Восприятие формы
• Показать по просьбе логопеда : круг, квадрат, овал, треугольник
Оценивается в баллах:
0 баллов – нет ошибок
1 балл – 1 – 2 ошибки
2 балла – 3 ошибки
3 балла – более трех ошибок
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
4.1. Ориентировка в пространстве
• Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади.
4.2. Ориентировка в схеме тела
• Показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение всех заданий правильное
1 балл – наблюдаются ошибки при ориентировке в пространстве
2 балла – наблюдаются ошибки при ориентировке в схеме тела
3 балла – не знает стороны своего тела (правую и левую руку)
4.3. Складывание картинок из частей
• Сложить предметную картинку из 2 – 4 частей ( разрезанную: по вертикали, по горизонтали, по диагонали) по образцу.
Оценивается в баллах:
0 баллов – составление картинки путем зрительного соотнесения
1 балл – составление картинки путем примеривания
2 балла – составление картинки путем наложения
3 балла – составление картинки удается только с помощью взрослого
4.4. Складывание фигур из палочек по образцу, затем по памяти.
• Сложить «Стульчик» и «Кроватку» из 4-х палочек.
• Сложить «Лесенку» из 5-и палочек
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное
1 балл – 1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
3 балла – 3 ошибки и более
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики
• Попрыгать на двух ногах
• Прыгнуть в длину с места
• Потопать ногами и похлопать руками одновременно
• Бросить мяч от груди
• Поймать мяч
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное
1 балл – при исследовании статической координации движений наблюдается напряжение; при исследовании динамической координации наблюдается замедленный темп при переключении движений.
2 балла – при выполнении движений наблюдается балансировка руками. Туловищем; при исследовании динамической координации движений отмечается правильное выполнение со второго – третьего раза.
3 балла – выполняет двигательную позу с ошибками в виде замены, нарушает последовательность движений или выполнение движений не удается.
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).
2.1. Исследование статической координации движений
• «Колечко» - сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке.
• «Ушки зайчика» - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук.
2.2. Исследование динамической координации движений
• «Здороваются пальчики правой и левой руки».
• «Здороваются пальчики только правой, только левой руки» - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем.
• Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой.
• Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
2.3. Навыки работы с карандашом
• Умение держать карандаш.
• Умение рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии.
• Умение рисовать круги.
• Раскрашивание.
2.4. Манипуляции с предметами
• Умение застегивать и расстегивать пуговицы.
• Умение перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.
• Шнуровка.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное, точное и одновременное.
1 балл – выполнение правильное, но с выраженным напряжением.
2 балла – наблюдается асинхронное выполнение проб. При исследовании статической координации движений выявляется наличие синкинезий. При исследовании динамической координации движений наблюдается нарушение темпа и нарушение переключаемости с одного движения на другое.
3 балла – наблюдается невозможность создания статической позы, выполнение серии движений.
3. Состояние моторики артикуляционного аппарата
3.1. Исследование двигательной функции губ.
• «Улыбка» - губы в улыбке, зубы заборчиком.
• «Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
• Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
3.2. Исследование двигательной функции челюсти.
• «Пещерка» - широко открыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть.
• «Обезьянки» - выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
3.3. Исследование двигательной функции языка.
• «Лопатка» - положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет.
• «Жало» - высовывание языка наружу, придавая ему заостренную форму.
• «Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех.
• «Лопатка» - «Жало» под счет до трех.
• «Качели» - широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней губе.
• «Маятник» - высунуть узкий язык и переводить его попеременно из правого угла рта в левый и наоборот.
3.4. Исследование функции мягкого неба.
• Широко открыть рот и зевнуть.
• Широко открыть рот и четко произнести звук А.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное.
1 балл – при выполнении движений наблюдаются поиски и замены движений, быстрая истощаемость.
2 балла – при выполнении движений наблюдается ограниченный объем движений, тремор мышц языка, саливация, быстрая истощаемость.
3 балла – выполнение движения не в полном объеме.
4. Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата /выполняется по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении/
• Широко раскрыть рот, затем полузакрыть его и закрыть.
• Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз : а – у, у – и, а-и-у, ка – па, ка – па – та, воп – вуп, мна – мно,.
Оценивается в баллах:
0 баллов – движения артикуляционного аппарата активные, в полном объеме.
1 балл – движения артикуляционного аппарата активные, но объем движений неполный.
2 балла – наблюдается трудность переключения с одного движения на другое, быстрая истощаемость, тремор.
3 балла – наблюдается замена движений, нарушение последовательности перехода с одного движения к другому, гиперкинезы, саливация.
5. Обследование мимической мускулатуры /выполнение по показу, а затем по словесной инструкции/.
5.1. Исследование объема и качества движений мышц лба.
• Нахмурить брови.
• Поднять брови.
• Наморщить лоб.
5.2. Исследование объема и качества движений мышц глаз.
• Легко сомкнуть веки
• Плотно сомкнуть веки
• Прищурить глаза.
• Подмигнуть.
• Закрыть правый глаз, затем левый.
5.3. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
• Удивление.
• Радость.
• Испуг.
• Грусть.
• Сердитое лицо.
5.4. Исследование объема и качества движений мышц щек.
• Надуть левую щеку.
• Надуть правую щеку.
• «Толстячок» - надуть обе щеки одновременно.
• «Худышка» - втянуть щеки в рот.
5.5. Исследование символического праксиса.
• Свит.
• Поцелуй.
• Улыбка
• Оскал.
• Цоканье.
• Плевок.
Оценивается в баллах:
0 баллов – выполнение правильное
1 балл – при выполнении наблюдается нечеткая мимическая картина.
2 балла – при выполнении движений наблюдается появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движения выполняются не в полном объеме.
3 балла – движение не удается.