Галина Качинская
«В подводном царстве». Конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «В подводном царстве»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 37 «Детский сад «Колобок
в старшей группе «Озорные гномики»
Воспитатель: Качинская Галина Петровна
Цель:
Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям; понимание жанровых особенностей сказок и интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Задачи: Образовательные:
• Сформировать интерес к художественной литературе и народному творчеству.
Публикация «„В подводном царстве“, Конспект НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Учить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей.
Побуждать детей к самостоятельной передачи образов.
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- прививать настойчивость в достижении цели;
Развивающие:
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщения к художественной литературе и искусству оригами.
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- прививать настойчивость в достижении цели.
Воспитательные.
• Воспитывать интерес к восприятию художественной литературы
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
Ход:
Организационный момент:
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Ермолаева Н. В.)
Воспитатель: - Ребята, вы уже догадались, что мы сегодня поговорим о сказках.
- Что такое сказка?
Дети: (вымышленная, выдуманная история, рассказ, в которой происходит волшебство и т. д)
В: - Какое волшебство бывает в сказках?
Д: (звери разговаривают, люди превращаются в животных, ковер-самолет летает и т. д)
В: - Какие бывают сказки? (народные, авторские)- Назовите авторские сказки. (Ответы детей)
В: - Назовите русские народные сказки. (Ответы детей)
- Чему учат сказки, чем заканчиваются? (добрым делам, добро побеждает зло)
В: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство. А чтобы узнать в какое царство мы отправимся для начала прослушаем отрывки из сказок, и отгадаем из какой сказке отрывок.
Готовы? Тогда слушаем.
1) Жил старик со своей старухой.
У самого синего моря, они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
В: Догадались о какой сказке идет речь? Правильно о сказке А. С. Пушкина «Золотая рыбка». Молодцы. Слушаем дальше.
2) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.
Мимо острова крутого мимо города большого.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
В: Кто догадался, какая сказка? Правильно, «Сказка о Царе Салтане и о сыне его славном и могучем князе Гвидоне».
У нас осталась последняя сказка, давайте послушаем ее внимательно.
Младшая же русалочка, когда сестры ее всплывали вот так на поверхность, оставалась одна одинешенька и смотрела им в след, ей в пору было заплакать, да только русалкам не дано слез, и от этого ей было горше.
В: И последняя наша сказка о Русалочке. Как вы думаете, в какое же царство мы отправляемся? - (подводное)
Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла часов наверно в пять,
Ещё не начало светать.
Короче очень рано
Пришла нам телеграмма.
Мы её сейчас прочтём
И тогда мы всё поймём.
/открывает телеграмму и читает/
Телеграмма: «Дети, у нас случилась беда. Прошу вас оказать мне и моим морским жителям помощь. Морской царь Нептун»
Воспитатель: Ребята, вы слышали, нас позвали на помощь? Что же случилось? Куда нам идти? Как нам помочь морскому царю? Что нам делать? Как же нам на дно попасть?
Ответы детей.
В: Предлагаю, погрузиться в морскую пучину на подводном батискафе, это такой самоходный подводный аппарат для исследования морских глубин. Хотите услышать, какие звуки издаёт батискаф при погружении?
Опыт с водой: Дети берут стаканчики с водой и при помощи трубочек дуют (слышно бурление)
-Теперь занимайте свои места в батискафе (садятся на стульчики) Погружаемся на счёт 3
На экране море и берег
В: Море огромное, море синее Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? (Дети перечисляют морских обитателей). Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе? (Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут- обитают. Они обитают в море. Значит, они - морские обитатели).
На экране появляется кит и дельфин.
В:- Кто рядом с китом?
Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха - мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.
• «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
На экране появляется акула.
- а это что за рыба?
Акула известная морская хищница. У неё очень острые зубы и встреча с ней не обещает ни чего хорошего. Так давайте поскорее опустимся на морское дно.
На экране морское дно.
В: Что же растет на дне морском?
Дети: Травы, водоросли.
Воспитатель: Какие они? Какого цвета водоросли?
Дети: Длинные, узкие, широкие, зеленые или коричневые.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют водорослями?
Дети: Потому что они в воде растут.
В: Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ необходимых человеку. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами.
На экране морской конёк.
Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.
На экране морское дно.
В: Ребята, что же мы видим в морской глубине? (На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами).
В: Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ необходимых человеку. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами. Что же растет на дне морском?
Дети: Травы, водоросли.
Воспитатель: Какие они? Какого цвета водоросли?
Дети: Длинные, узкие, широкие, зеленые или коричневые.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют водорослями?
Дети: Потому что они в воде растут.
В: На дне много камешков и ракушек, а само дно покрыто песком.
/Подходят к ёмкости с водой. Звучит аудио запись с шумом моря/ Воспитатель: Вот мы в море. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду, что вы чувствуете? Закройте глаза. Представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно. Вода чиста и прозрачна. Мы заходим всё глубже, мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря.
Воспитатель: Вот мы и опустились на морское дно, в подводное царство. Посмотрите, как здесь красиво.
Мы в подводное царство заходим,
Водоросли в стороны тихо разводим.
Здесь и страшно, и темно.
А вон там уже светло. Посмотрите, как здесь красиво.
Расставлены и развешаны морские звезды, кораллы, морские раковины, камешки. На магнитной доске – картина с изображением морского дна, Воспитатель: Посмотрите, что вы видите вокруг?
Дети: Морскую звезду. Морские камешки. Морские раковины. Кораллы.
В: Царь Нептун к себе нас ждёт.
Нептун: - Я царь морей, океанов, рек и озер – Нептун
К себе вас звал.
Ждал, надеялся, мечтал.
Вы, ребята, помогите,
\ Службу вы мне сослужите.
Поиграйте вы со мной,
Дам по гальке по одной.
Скучно мне здесь одному…
Рыбки в камни превратились,
И лежат на дне молчат,
Играть со мною не хотят.
Воспитатель: Дети, поможем Царю?
Поиграем с ним?
Дети: Да, поиграем, поможем.
Нептун: Для начала мне скажите, у вас есть друзья? Как зовут твоего друга? А твоего? /5-6 ответов/, а пословицы о дружбе вы знаете?
/Дети говорят пословицы/
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Друг познаётся в беде»
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
«Дружба и братство – дороже любого богатства»
«Один за всех и все за одного»
«Новых друзей называй, а старых не забывай»
А какие сказки, о дружбе, вы знаете? («Кот, петух и лиса», «Теремок», «Жихарка» и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Мы и стихи про дружбу знаем. Ну, а стихотворения о дружбе прочтёте?
Дети читают стихотворения о дружбе
Нептун: Молодцы, ребята, знаете пословицы и стихотворения о дружбе. А сейчас хочу вас пригласить в моё подводное царство, в мой музей. Мы с вами посмотрим, что нового там есть. (сели)
Экскурсия в мини-музей. Дети рассматривают и называют предметы: бинокль, компас, бескозырка, тельняшка и другие/.
Нептун: Молодцы же вы, дети. А сейчас Блиц-турнир. Слушайте вопросы и быстро отвечайте. Кто первый ответит, тот получит от меня морской камешек.
ВОПРОСЫ:
1. Сколько жирафов плавает в море? /ноль, ни одного/
2. Какие бывают рыбы по среде обитания? /морские, речные, аквариумные/
3. Какие части тела у рыбы вы знаете? /хвост, голова, плавники/
4. Чем рыбы отличаются от птиц, животных? /живёт в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами/.
5. Сколько воды в пустом стакане? /нисколько/
6. Каких обитателей моря вы знаете? /акула, осьминог, морская звезда, дельфин и другие/
7. Сколько хвостов у двух рыб? /два/
8. Сколько ног у осьминога? /восемь/
9. Какое морское животное всегда помогает людям? /дельфин/
!0. Какое самое большое морское животное? /кит/
11. Каких камней в море не бывает? /сухих/
12. Что больше море или река? /море/
Нептун: Я знал, что вы умные и сообразительные. На все вопросы ответили. На морском дне лежат разноцветные камни. Их у меня много-много. Посмотрите, они не простые. Они лежат повсюду. Возьмите по одному камешку. /дети берут/, У них есть цифры /дети находят на обратной стороне изображение цифр/. Количество их мы узнаем, если вы встанете по порядку, назовёте цифру и на какую геометрическую фигуру похож ваш камешек.
Подвижная игра «Живые цифры»
/Дети под музыку бегают по комнате. По сигналу встают по порядку и называют свою цифру и геометрическую фигуру/
Нептун: Поиграем мы в игру,
Позабавим детвору.
Слова-антонимы мы подберём.
Ну, что же, тогда игру мы начнём.
Дидактическое упражнение «Наоборот»
/горячий-холодный, низкий-высокий, узкий-широкий, сладкий-горький, мягкий-жёсткий, день-ночь, белый-чёрный, бежать-стоять, кричать-молчать и т. д. /
Нептун: А сейчас ещё игра.
Называется она «Один - много».
Я назову вам предмет один,
Вы же его назовите много.
Слушайте и отвечайте.
Дидактическое упражнение «Один - много»
/кит-киты, компас-компасы, сом-сомы, океан-океаны, ракушка-ракушки, море-моря, морж-моржи, осьминог-осьминоги, тюлень-тюлени, моряк-моряки, щука-щуки, корабль-корабли, акула-акулы, волна-волны, морской камень- морские камни/.
Нептун: Предлагаю вам задачи.
Пожелаю вам удачи,
Слушайте внимательно.
В семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш. Сколько всего дельфинов в семье? /ответы/
Какой математический пример мы можем составить? /4+1/
Дельфины предлагают нам поплавать в воде под весёлую музыку.
/Музыкальная пауза /1 минута. Можно на интерактивной доске показать сюжет плавающих дельфинов/
Игра «Осьминог» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Я веселый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней, на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь.
Нептун: Вы немножко отдохнули,
Помогли дельфины нам. А сможете
/показывает красивый ящичек с камешками/
Здесь камешки положили,
Я даю сейчас их вам.
Нептун: Какими бывают камешки? Рассмотрите их внимательно. Найдите среди них самый большой. А теперь самый маленький. Самый красивый. Самый невыразительный. /Дети находят, показывают/. Обоснуйте своё мнение. Внимательно рассмотрите самый круглый камень. Почему у него нет острых углов?/ Вода двигает камни, ударяет их друг от друга, трутся они о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым/
Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга. /Дети камешки берут и в ладонях трясут, отвечают/ Что будет, если мы положим камешек в воду? /ответ/ Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду, понаблюдаем, что произойдёт. /Камешек тяжёлый, опустился на дно/.
Нептун: Молодцы! Рад я, что вы ко мне пришли, поиграли со мной, развеселили. Но ведь у меня и правда случилась беда. Мои весёлые подружки, рыбки - веселушки, превратились в морские камешки и лежат на самом дне. Я позвал вас, чтобы вы помогли мне. (Сможете из маленьких камешков – кусочков собрать целых рыбок). (Собрали). Сделайте мне друзей рыбок.
В: Показ изделия: Посмотрите, один друг уже есть. Из чего сделана рыбка?
. А из чего мы их будем делать? Из бумаги
Ребята, кто мне скажет, какими свойствами обладает бумага?
Какая она? (Она мягкая, рвущаяся, гнущаяся, шуршащая.)
У нас на столах листок бумаги, давайте сложим его пополам, а теперь сомнет.
Ребята, а что мы еще можем сделать из бумаги? (рисовать, поделки, бумага бывает цветная.)
Изготовление изделия: (детям даются готовые квадраты из цветной бумаги, с помощью воспитателя по образцу дети сгибают квадрат.)
1. Складываем квадрат по диагонали, разворачиваем его и складываем по диагонали ещё раз, но с другого угла.
2. Разворачиваем заготовку и складываем пополам от себя, совмещая противоположные стороны квадрата. Сгибы хорошо проглаживаем «утюжком».
3. Сгиб, поделивший квадрат на два прямоугольника, с двух сторон прячем внутрь, вот так. Получился двойной треугольник.
4. Затем отгибаем один край треугольника и с другой стороны делаем так же.
5. Получилась рыбка, те6перь переворачиваем и оживляем, прорисовываем глазки и т. д.
А теперь ребята кто закончил, подходим по очереди к плакату и приклеиваем рыбок, кто приклеил рыбок, тот садится на свое место.
/Самостоятельная работа детей, звучит музыка. Все работы располагаются на импровизированном море. Воспитатель помогает, поощряет/
Нептун: Спасибо вам мои, друзья,
Ко мне пришли ведь вы не зря.
Рыбки мои веселушки ожили резвятся -
В воде кружатся!
Весело ныряют,
Пузыри пускают,
Друг дружку догоняют! (На экране плещутся рыбки).
Вас обидеть не хочу, этих рыбок возьмите с собой
Камешки я вам дарю.
Руки в воду опустите,
Камешки себе возьмите.
/Дети получают угощение «Морские камешки»/
Нептун: Дети, в садик нам пора,
Ждёт ведь вас там детвора
Вот ваши золотые рыбки и помогут вам вернуться, попросите их и они вернут вас в детский сад.
Дети просят рыбку, машут Морскому Царю и оказываются в детском саду. Детей встречает Помощник воспитателя
Помощник воспитателя: Ребята, где вы были? Что делали? /ответы/ Молодцы, вы дети. А какие у вас получились красивые рыбки.
/угощает детей