Наталья Данилова
Вариативная программа по развитию речи детей дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «В гости к сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 486 комбинированного вида
В ГОСТИ К СКАЗКЕ
Вариативная программа по развитию речи детей дошкольного возраста в группе комбинированной направленности
Автор: воспитатель 2 младшей группы
Данилова Наталья Сергеевна
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Образовательная область 3
Актуальность программы 3
Публикация «Вариативная программа по развитию речи детей дошкольного возраста в группе комбинированной направленности „В гости к сказке“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Краткая характеристика обучающихся по программе. 4
Объем и срок освоения программы 5
Особенности организации образовательного процесса. 5
Принципы и методы организации деятельности 5
Режим, периодичность и продолжительность деятельности 6
Формы организации деятельности. 6
Включение родителей в совместную деятельность….….….7
Алгоритм изучения сказки. 7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 8
Цель программы 8
Задачи 8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9
Комплексно-тематический план на вторую младшую группу 9
Комплексно-тематический план на среднюю группу…. …15
Комплексно-тематический план на старшую группу. …. ….…. …21
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 28
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 30
Предметно-пространственная среда 30
Информационно-методическое обеспечение 30
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 31
Формы оценивания 31
Критерии оценки 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. 32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область
Работа с детьми по данной программе лежит преимущественно в области речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Однако помимо речевого развития, затрагиваются и другие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие (усваиваются нормы общения на примере поведения сказочных героев, воспроизводство нормативных моделей поведения в процессе инсценирования сказок и т. д.)
познавательное развитие (дети узнают новые слова, которые обозначают новые для них реалии, знакомятся с бытовыми традициями, отраженными в сюжетах сказок, узнают о различиях в культуре разных народов через знакомство с разными народными и авторскими сказками);
художественно-эстетическое развитие происходит под влиянием художественного колорита сказки как элемента народной культуры.
Актуальность программы
Актуальность темы обусловлена наличием следующих проблем, которые объективно существуют в группе.
1. Комбинированная группа включает в себя определенный процент детей, имеющих более или менее сложные нарушения речевого развития.
2. Нередко средовые условия семьи оказываются недостаточными для спонтанного развития речи детей в пределах нормы возрастного развития.
3. Специальная логопедическая работа начинается лишь с четырехлетнего возраста, тогда как уже в три года из-за нарушений речевого развития у детей наблюдается нарушение коммуникации и отставание в познавательной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость целенаправленно и систематически развивать речь детей, вначале только в рамках деятельности воспитателя, а позже параллельно с логопедом, подкрепляя и дополняя его программу.
Среди многих возможных средств речевого развития дошкольников мы остановились на работе со сказкой, в силу следующих ее существенных характеристик:
1. Текст сказки (в динамике восприятия от народной к авторской) соответствует законам образного восприятия ребенка-дошкольника. Яркость языка, однозначность поступков героев в парадигме «хорошо – плохо», динамичность сюжета – все это обеспечивает адекватность понимания сказки ребенком.
2. Важной характеристикой сказки является архетипическое содержание образов героев. Известно, что на определенном этапе в истории человеческой культуры вначале реальные испытания были замещены обрядами инициации и затем – словесно-символическим выражением в виде сказок и мифов. Таким образом, сказка – это нравственный культурный код, а как педагогическое средство – это средство нравственного воспитания и формирования поведенческих стереотипов членов общества.
3. В то же время сказка – это среда для развития эмоционального опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих; отождествляя себя с героями сказки, ребенок учится сопереживанию, эмпатии, принятию на себя ответственности за свои действия.
4. И, наконец, жанр сказки тренирует ребенка дошкольника в восприятии письменных текстов, подготавливает к чтению текстов других жанров и в целом к вхождению в мир литературы.
Таким образом, используя сказку, мы не только решаем узконаправленную задачу развития речи – мы развиваем речь через активизацию познавательной, нравственной, эмоциональной жизни ребенка.
Краткая характеристика возрастной группы
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста и составлена с учетом психологических характеристик этой возрастной группы. Отметим наиболее существенные из них и покажем, как они учитываются в программе (Таблица 1).
Таблица 1 – Адекватность программы возрастным особенностям дошкольников
Психологические характеристики детей дошкольного возраста Учет психологических особенностей
в программе
Ведущая деятельность – ролевая игра, интенсивное развитие в ней всех психических функций Сказка дает сюжеты для игры; легко тренируются память, восприятие, простейшие мыслительные операции
Сенситивный период функции воображения Сказка расширяет рамки реального жизненного опыта, дает пищу для развития сначала репродуктивного, затем творческого воображения
Формирование опыта коммуникации со сверстниками в ролевой игре Играют по мотивам прочитанных сказок; для регуляции поведения воспитатель использует аналоги из сказок
Наглядно-действенная стадия развития мышления (преимущественный путь познания через моторную деятельность) Работа со сказкой максимально включает моторную деятельность – рисование, движение, проигрывание, изготовление деталей для настольного театра и костюмов
Формирование нравственных представлений через образец и подражание Сказки анализируется на доступном уровне, воспитатель использует прямое сравнение с героями
Формирование опыта социально-одобряемого поведения через последовательные подкрепления со стороны значимых взрослых Воспитатель является значимым лицом, поэтому его нравственные оценки поступков сказочных героев воспринимаются ребенком как истина
Формирование речи как механизма волевой регуляции Исконно народные сказки (восходящие к обрядам) построены на словесных формулах-заклинаниях; ребенок на подсознательном уровне рано начинает понимать действенность слова
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет. Общее количество часов 33. Годы работы по программе являются стадиями ее освоения; планируемые результаты описаны по одним и тем же параметрам, отличаются количеством и качеством. Программа также предполагает, что воспринятое и освоенное детьми в целенаправленно организованной деятельности, будет использовано и закреплено в других видах деятельности. Также помимо основных часов программа предусматривает совместную работу детей с родителями.
Особенности организации образовательного процесса
Работа проводится с целой группой. Программа предусматривает последовательность работы со сказкой от года к году и в принципе рассчитана на несменяемый состав группы. Однако, если в середине программы в группу приходит новый ребенок, педагог оказывает поддержку ему и его родителям в освоении видов деятельности уже знакомой другим детям, и в дальнейшей работе ребенок участвует наряду со всеми.
Принципы организации деятельности
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, учета его возможностей и желаний, предоставление возможности выбора (сказки, роли, степени участия и проч.).
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
7. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Режим, периодичность и продолжительность деятельности
Нагрузка, режим занятий соответствуют возрастным возможностям детей, требованиям СанПиН.
Занятия с детьми проводятся один раз в неделю. Общее количество часов 33 (первый год – 8, второй год – 11, третий год – 14). Продолжительность одного занятия – 15 минут во второй младшей группе, 20 минут в средней группе и 25 минут в старшей группе.
Формы организации и виды деятельности
Используются различные формы организации образовательного процесса:
фронтальные (чтение вслух, прослушивание, беседа, игра, обсуждение, упражнения, театрализация);
по подгруппам (инструктаж, проигрывание, изготовление совместных работ, репетиции, игра)
индивидуальные (инструктаж, заучивание роли, создание индивидуальных продуктов (рисунков, аппликаций и проч.).
Основные виды деятельности с детьми: чтение сказок, слушание аудиозаписей, просмотр видео, пересказ, обсуждение сказок, дидактическая игра, рисование, аппликация, лепка, подвижная игра, пальчиковая игра, настольная игра, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, репетиция, театрализация.
Привлечение родителей к совместной деятельности
Важным условием успешной реализации программы является привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом. Сотрудничество с родителями строится на следующих принципах:
принципе информирования;
принципе интерактивности;
принципе педагогической поддержки;
принципе творческого взаимодействия.
На этих принципах строятся следующие формы взаимодействия (Таблица 2).
Таблица 2 – Взаимодействие с родителями в программе «В гости к сказке»
Принципы взаимодействия Формы взаимодействия
Принцип информирования Перспективное и текущее информирование на родительском собрании, на сайте группы, в наглядной форме на стенде для родителей, в индивидуальной беседе, на консультации
Принцип интерактивности Осуществление обратной связи через опрос, анкетирование, беседу, родительское собрание, через анализ косвенных показателей, открытых занятий, праздников
Принцип педагогической поддержки Оказание необходимой помощи через консультации, беседы, лекции, открытые занятия и праздники, консультации других специалистов
Принцип творческого взаимодействия Посильное включение родителей в творческую деятельность детей через выполнение заданий педагога, помощь ребенку в изготовлении творческих работ, тренировка ребенка перед выступлением, исполнение ролей при инсценировании сказок
Алгоритм изучения сказки
1. Объяснение. Начинать знакомство детей с народными сказками нужно с объяснения, откуда они появились и почему так называются. Сказки знакомят детей с новыми словами, образными выражениями. В настоящее время это очень важно, ведь в речи появилось много новых слов иностранного происхождения, а часть слов вышли из речевого обихода, и дети их не знают и не понимают их значения. Поэтому при знакомстве со сказкой нужно обращать внимание детей на незнакомые слова и выражения, объясняя их значение.
2. Чтение или слушание сказки. В народных сказках присутствует юмор, живые и образные выражения, они богаты метафорами, фразеологизмами, крылатыми выражениями, что повышает эффективность работы над развитием речи детей. Важно, чтобы исполнение сказки взрослым было выразительным, чтобы голос передавал все эмоциональные тонкости текста. Тогда дети легко и быстро понимают смысл сказки.
3. Беседа. После прочтения сказки обязательно нужно побеседовать с детьми о сюжете сказки, о героях. Дети должны выразить свою точку зрения. Это способствует развитию связной речи, мышления.
4. Пересказ. Большое внимание необходимо уделять пересказам. На начальном этапе это могут быть пересказы с опорой на наглядность (схемы, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, а затем и без нее.
5. Сотворчество. Важным этапом в работе являются такие задания как придумать свое окончание данной сказки. Это способствует не только развитию связной речи, но и таких психических процессов, как мышление, воображение.
6. Инсценирование. Обыгрывание сказки различными видами театра (настольным, пальчиковым, теневым, бумажным, би-ба-бо) помогает детям раскрепоститься, выработать силу голоса, интонацию, научиться пользоваться мимикой и жестами. Использование дидактических, словесных, настольно-печатных, математических, пальчиковых и подвижных игр по изучаемой сказке закрепляют полученные речевые навыки.
7. Изобразительная деятельность. Лепка, аппликация, рисование, конструирование и другие виды изобразительной деятельности способствуют овладению связной речью, обогащению словарного запаса, развитию сенсорики детей.
8. Драматизация. Актерская игра является наиболее сложным комплексным видом деятельности детей и своего рода показателем глубокого понимания сказки.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Развитие речи детей дошкольного возраста в группе комбинированного вида на основе использования народных сказок.
Задачи программы
1. Знакомство детей с народным творчеством, накопление ими эстетического и этического опыта на основе чтения и обсуждения сказок.
2. Усложнение речевой структуры: построение связных высказываний, обогащение активного и пассивного словаря, преодоление аграмматизмов, формирование навыков монологической и диалогической речи.
3. Развитие культуры речи : умение рассуждать, аргументировать, применять свои знания в беседе, добиваться понимания себя собеседником.
4. Прививать любовь и интерес к сказкам и через сказки к книге вообще.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметно-пространственная среда
Для успешной реализации программы используется помещение группы, а также музыкальный зал, уголок народной культуры, книжный уголок. Все помещения оснащены мебелью, соответствующей возрасту, – столами, стульями, доской для расположения наглядности, оргтехникой (видео, аудио, местом для подвижных игр и театрализации.
При организации предметно-пространственной развивающей среды особое внимание уделяется эстетической привлекательности, содержательности, насыщенности, вариативности, доступности для детей. Опираясь на вышеперечисленные принципы, в группе – основном месте работы с детьми по программе – была создана предметная среда, содержащая следующие элементы:
книги с народными сказками разных изданий,
книги с авторскими сказками,
иллюстрации,
дидактические игры,
аудио и видеозаписи народных сказок,
мнемотаблицы,
опорные картинки для пересказа сказок,
реквизит для игры в различные виды театра (инсценирования сказок) : маски, костюмы для переодевания, игрушки, куклы – сказочные персонажи,
альбомы для рисования, карандаши, кисти, краски, раскраски.
Информационно-методическое обеспечение
Методическая библиотечка педагога, а также его пособия, разработанные и используемые в работе.
Согласованность плана работы с планом работы музыкального руководителя, со второго года программы – с планом и содержанием работы логопеда.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формы и методы оценивания
Показателем результативности программы являются изменения характеристик развития детей в русле поставленных в программе задач.
Основными методами изучения этих изменений являются наблюдение (включенное и объективное, беседа, опрос (родителей, метод независимых характеристик. Субъекты включенного наблюдения – педагог руководитель программы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, логопед.
Для фиксации результатов наблюдения разработаны специальные формы, где перечислены параметры изменений и шкала оценки. Срезы по всем параметрам делаются в начале работы и в конце каждого года.
Беседа с ребенком (фронтальная или и индивидуальная) не оформляется как специальное диагностическая процедура, она является естественной частью работы педагога с ребенком и дает ему дополнительную информацию, которую тот учитывает при заполнении бланков наблюдения.
Опрос родителей проводится в добровольной форме по мере необходимости, чаще информацию об эффективности программы педагог получает в свободной форме в процессе естественного общения.
Бланк наблюдения может заполняться не только педагогом руководителем программы, но логопедом, другими воспитателями, родителями. Данные, полученные методом независимых характеристик суммируются и анализируются.
Критерии оценки
Как известно, на развитие речи детей влияют многие факторы. Учитывая, что программа создана для группы комбинированного вида, различия в уровне речевого развития могут быть значительными. В связи с этим неправомерно определять единые для всех критерии оценки.
Главным критерием развития речи является положительная динамика и, возможно, для детей с явным отставанием от возрастной нормы – ускорение речевого развития по всем либо некоторым речевым характеристикам.
Для фиксации уровня усвоения образовательной программы были разработаны бланки наблюдения (для примера приводим бланк наблюдения для первого года работы по программе).
Инструмент оценивания
Форма А: инструкция и перечень характеристик, по которым респондент должен оценить ребенка.
На прилагаемом бланке против каждой характеристики отметьте, в какой степени она соответствует сегодняшнему уровню ребенка (поставьте знак + в соответствующей колонке)
1. Знает не менее 10 сказок типа «Репка», «Колобок», «Курочка ряба»
2. Различает хорошие и плохие поступки героев
3. Знает названия предметов, встречающихся в иллюстрациях к сказкам для этого возраста
4. Может повторить типичные или яркие выражения сказочных героев
5. Включается в диалог с воспитателем по поводу сказки
6. Пересказывает знакомые сказки с помощью опорных картинок
7. Слушает сказки не отвлекаясь
8. Отвечает на вопросы по поводу содержания сказки
9. Вспоминает поступки героев по нравственному смыслу
10. Любит рассматривают иллюстрации к знакомым сказкам
11. Обращается с книгой аккуратно, не как с игрушкой
Форма Б: бланк для заполнения.
Имя и фамилия ребенка ___ Дата ___ Кто заполняет ___
№ характеристики Степень соответствия
Полностью соответствует Частично Не соответствует
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005. – 96 с.
2. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.
3. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2009. – 144 с.
4. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
5. Попова П. Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2017. - 151 с.
6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3—5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации - 2016. - 192 с.
7. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. ФГОС ДО 2017. - 272 с.
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/03/28/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlya-detey-3-5-let
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obr+6az-zhizni/2017/02/09/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/25/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-detey
11. https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkoj-dlya-raboty-s-det-mi-doshkol-nogo-vozrasta-l-b-fesyukova