Ирина Алексеева
Конспект фронтального занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки [б], [б’]. Буква Б.»
Подготовила и провела
учитель-логопед Алексеева Ирина Григорьевна
Цель: формирование навыков звуко-слогового анализа, знакомство с букой Б.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение давать характеристику согласному звуку;
- формировать навык звуко-слогового анализа слова;
- закреплять навык деления слов на слоги;
- развивать фонематический слух (на материале звуков [б], [б’]);
- познакомить с буквой Б, учить отличать ее от схожих по написанию букв;
- упражнять в чтении прямых слогов с буквой Б;
- активизировать предметный словарь, словарь признаков и глагольный словарь по темам «дикие животные», «насекомые»;
- продолжать развивать у детей грамматический строй речи (отработка падежных окончаний имён существительных в форме родительного падежа единственного числа, закрепление пространственных предлогов);
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- развивать умение детей давать полные и краткие ответы на вопросы.
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать у детей пространственные представления;
- продолжать развивать память, внимание, мышление;
- продолжать развивать мелкую и общую моторику, конструктивные навыки;
- продолжать развивать мимические мышцы.
3. Коррекционно-воспитательные:
- продолжать формировать у детей аккуратность, усидчивость и сдержанность на занятии.
Оборудование:
Демонстрационное: игрушка «Старичок-Звуковичок», картинки-символы звуков [б], [б’] (большой и маленький барабаны, схема для характеристики звуков, картинки «Бабочка» и «Белка», панно «Веселый поезд», панно «Таня с корзинками», картинки-«фотографии» с изображением животных и птиц, подарочная коробка, картинки «бант» и «быки», цветные магнитные фишки и полоски для звуко-слогового анализа слова, буква Б, картинка «буква Б», магнитные карточки с буквами, карточка с зашумленными буквами, цифра 5, магнитная доска.
Раздаточное (по количеству детей): контейнеры для звуко-слогового анализа с фишками, д/п «Домики», картинки для определения места звука в слове, картинки с изображением животных и птиц для различения твердых и мягких звуков (барсук, белка, бобр, бегемот, собака, баран, картинки для слогового анализа слов, массажные мячики «Су-джок» с колечками, д/п «Сложи букву».
Ход Занятия.
I. Оргмомент.
Повторение пройденного материала:
- С какими звуками мы познакомились на прошлой неделе?
- Сядет тот, кто придумает слово со звуком [г] или [г’].
II. Основной этап.
Самомассаж «Солнышко и туча» (сначала поглаживание, затем постукивание и снова поглаживание от середины к вискам).
Солнышко проснулось,
Глаз моих коснулось,
Лучиками провело
И меня погладило.
Прилетела тучка и пошел дождик (постукивание, затем снова выглянуло солнышко (поглаживание).
- Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Их, как обычно, принес Старичок-Звуковичок. Он сегодня не один – вместе с ним к нам в гости пришли Белка и Бабочка. Они принесли для нас интересные задания. (Картинки «Белка» и «Бабочка» помещаются на доску.)
1. Работа со звуками.
1) Выделение звука [б] из слов: «банан», «букет», «ботинки».
- Догадайтесь, какой звук принес Старичок-Звуковичок? ([б]).
2) Демонстрация картинки-символа.
- Правильно, звук [б]. (Логопед вывешивает на доску картинку.)
3) Хоровое и индивидуальное произнесение звука [б].
- Возьмите зеркала и произнесите звук [б].
- Положите зеркала.
4) Характеристика по схеме.
- Расскажите Бабочке о звуке [б] по схеме. (Есть преграда - согласный, голова гудит - звонкий, губы не улыбаются – твердый, обозначаем синим цветом.)
5) Выделение звука [б] в звуковом и слоговом ряду.
Игра «Хлопки». (Рот логопеда закрыт экраном.)
- Ребята, поймайте звук [б] и положите его в левый передний карман.
(М, К, Г, Д, Н, П, Б)
- Где лежит звук [б]?
- Поймайте слог со звуком [б] и положите его в правый передний карман. (КА, ДО, ПЫ, ТУ, ДА, ВО, ГУ, БЫ)
- Где лежит слог [бы]?
6) Определение места звука [б] в словах (индивидуальная работа детей).
Игра «Зажги окошко» (на определение места звука [б] в слове.
- Бабочка хочет поиграть в игру «Зажги окошко». Мы будем искать место звука [б] в словах.
- Какую фишку нужно взять? (синюю)
(Логопед показывает картинки и называет слова, а дети «зажигают» нужное окошко.)
- Где звук [б] в слове «батон»? («В слове «батон» звук [б] в начале (первый)» и т. п.)
- А теперь найдите звук [б] в названии вашей картинки и положите ее в нужное окошко.
7) Знакомство с мягким звуком [б’].
- Ребята, догадайтесь, какой «младший братик» у звука [б]? ([б’])
(Демонстрация логопедом картинки-символа.)
- Возьмите зеркала и произнесите звук [б’].
- Уберите зеркала в ящики.
- Расскажите о звуке [б’] по схеме. (Есть преграда - согласный, голова гудит - звонкий, губы улыбаются – мягкий, обозначаем зеленым цветом.)
8) Различение твердого и мягкого звуков (работа у доски).
Игра «Подарки для Тани».
- Ребята, наша Таня очень любит животных, и Белка принесла ей в подарок фотографии. Помогите Тане разложить их в 2 корзины.
(Дети раскладывают картинки с изображением животных в 2 корзинки: синюю и зеленую, и комментируют свои действия: «В слове «бегемот» мягкий звук [б’], я положу картинку в зеленую корзинку» и т. п. После игры логопед задает вопрос: «В какой корзине фотографий больше)
- Ребята, Белка принесла Тане еще 1 картинку – бубен. Как вы думаете, в какую корзину его нужно положить? (В любую.) Почему?
9) Игра «Кого не стало?» (Логопед убирает картинки по одной, а дети комментируют действия: «Кого не стало?» - «Не стало рыбы» и т. п.)
Развитие мелкой моторики + грамматические упражнения с массажными шариками «Су-джок» (закрепление пространственных предлогов).
- Ребята, Бабочка очень хочет, чтобы вы поиграли с колючими шариками.
- Возьмите шарики, покатайте их по ладоням, по пальцам.
- Положите их на стол. - Где лежат шарики?
- Возьмите со стола. - Откуда взяли шарики?
- Спрячьте под стол. - Куда спрятали шарики?
- Достаньте из-под стола. - Откуда достали шарики?
- Спрячьте за спину. - Куда спрятали?
- Достаньте из-за спины. - Откуда достали?
- Достаньте колечки.
- Надевайте по очереди на каждый палец правой руки, начиная с большого.
Палец большой — важный такой,
Палец указательный — очень внимательный,
Палец средний — по росту не последний.
Палец безымянный — грустный самый,
А это — мизинчик, общий любимчик.
- Наденьте на средний палец правой руки. Где кольцо?
- Надевайте по очереди на каждый палец левой руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
- Наденьте на безымянный палец левой руки. Где кольцо?
- Уберите колечки в шарики.
10) Деление слов на слоги (работа у доски).
Игра «Веселый поезд».
- Белка очень любит кататься и хочет сыграть в игру «Веселый паровозик».
- Давайте рассадим животных по вагонам. В первый вагон посадим тех животных, в названии которых 1 слог и т. д. (Каждому ребенку логопед задает вопрос: «В каком вагоне едет бобр?» и т. д.)
- Ребята, веселый поезд уезжает, помашите ему правой рукой.
11) Звуковой анализ слова «бант» или «быки».
- Бабочка просит вас отгадать 2 загадки:
Четыре копыта,
Большие рога,
Похож на корову,
Но нет молока! … (бык)
Это украшение
Не наденет братик!
Розовый, завязанный
Был на Маше … (бантик)
- Правильно. Давайте составим звуковую схему одного слова, а второе оставим на вечер. (Дети выбирают одно слово: «бант» или «быки»)
(Индивидуальная работа детей с одновременным выкладыванием схемы на доске.)
- Сколько всего звуков в нашем слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько слогов?
- Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.)
Физминутка «Автобус».
- Белка хочет, чтобы вы немного отдохнули.
Мы в автобус дружно сели
И в окошки посмотрели.
На педаль шофер нажал,
И автобус побежал.
(присесть на корточки)
(повороты головой)
(ногой нажать на педаль)
(крутить руль и бежать)
2. Работа с буквой.
1) Показ буквы, картинки-подсказки и чтение стихотворения.
- Произнесите звук [б] еще раз. Наши звуки летают, а мы их видим? Что нужно сделать? Правильно, сфотографируйте звук [б]. И у нас появилась фотография звука – буква Б. (Демонстрация буквы Б.) Рассмотрите ее повнимательнее и скажите, на что она похожа? А я, как всегда, приготовила для вас картинки-подсказки.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Буква Б как яблоко,
Круглое, большое…
На веточке за хвостик
Повисло наливное…
- На что похожа буква Б? (ответы детей)
2) Анализ буквы:
- Из каких элементов состоит буква Б?
- Как располагается столбик?
- Где и как располагается перекладина?
- Какой еще элемент есть у буквы Б? (полукруг)
- Где и с какой стороны от столбика он располагается?
3) Конструирование буквы Б из элементов.
- Бабочка просит вас сделать новую букву. Откройте конверты и составьте букву Б.
4) Реконструирование буквы в букву В, Т, Г и опять в Б.
- А шустрая Белка хочет поиграть с буквами. Превратите букву Б в букву В, снова сделайте букву Б, теперь – букву Т, Г и снова Б. Уберите все в конверты.
5) Чтение слогов с буквой Б.
- Наши гости хотят узнать, сможете ли вы прочитать слоги с новой буквой? (Чтение слогов из букв на магнитах на доске.)
3. Составление дидактических синквейнов.
- Любопытная Белка и Бабочка-красавица хотят узнать – зачем на доске цифра 5? (Для игры «Пятерка»)
- Кто хочет рассказать о Белке?
Белка.
Шустрая, рыжая.
Прыгает, делает запасы, грызет.
Белка живет в дупле.
Дикое животное.
- Кто хочет рассказать о Бабочке?
Бабочка.
Красивая, маленькая.
Летает, садится, порхает.
Гусеница превращается в бабочку.
Насекомое.
- Молодцы, ребята. Нашим гостям очень понравилось.
III. Итог.
- Скажите, с какими звуками мы сегодня познакомились?
- А почему у нас в гостях были Бабочка и Белка?
- С какой буквой мы познакомились?
- Найдите букву Б на карточке.