Приложение МААМ

Конспект фронтального занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б» в подготовительной логопедической группе

Ирина Алексеева
Конспект фронтального занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Звуки [б], [б’]. Буква Б.»

Подготовила и провела

учитель-логопед Алексеева Ирина Григорьевна

Цель: формирование навыков звуко-слогового анализа, знакомство с букой Б.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять умение давать характеристику согласному звуку;

- формировать навык звуко-слогового анализа слова;

- закреплять навык деления слов на слоги;

- развивать фонематический слух (на материале звуков [б], [б’]);

- познакомить с буквой Б, учить отличать ее от схожих по написанию букв;

- упражнять в чтении прямых слогов с буквой Б;

- активизировать предметный словарь, словарь признаков и глагольный словарь по темам «дикие животные», «насекомые»;

- продолжать развивать у детей грамматический строй речи (отработка падежных окончаний имён существительных в форме родительного падежа единственного числа, закрепление пространственных предлогов);

- продолжать учить детей отгадывать загадки;

- развивать умение детей давать полные и краткие ответы на вопросы.

2. Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать у детей пространственные представления;

- продолжать развивать память, внимание, мышление;

- продолжать развивать мелкую и общую моторику, конструктивные навыки;

- продолжать развивать мимические мышцы.

3. Коррекционно-воспитательные:

- продолжать формировать у детей аккуратность, усидчивость и сдержанность на занятии.

Оборудование:

Демонстрационное: игрушка «Старичок-Звуковичок», картинки-символы звуков [б], [б’] (большой и маленький барабаны, схема для характеристики звуков, картинки «Бабочка» и «Белка», панно «Веселый поезд», панно «Таня с корзинками», картинки-«фотографии» с изображением животных и птиц, подарочная коробка, картинки «бант» и «быки», цветные магнитные фишки и полоски для звуко-слогового анализа слова, буква Б, картинка «буква Б», магнитные карточки с буквами, карточка с зашумленными буквами, цифра 5, магнитная доска.

Раздаточное (по количеству детей): контейнеры для звуко-слогового анализа с фишками, д/п «Домики», картинки для определения места звука в слове, картинки с изображением животных и птиц для различения твердых и мягких звуков (барсук, белка, бобр, бегемот, собака, баран, картинки для слогового анализа слов, массажные мячики «Су-джок» с колечками, д/п «Сложи букву».

Ход Занятия.

I. Оргмомент.

Повторение пройденного материала:

- С какими звуками мы познакомились на прошлой неделе?

- Сядет тот, кто придумает слово со звуком [г] или [г’].

II. Основной этап.

Самомассаж «Солнышко и туча» (сначала поглаживание, затем постукивание и снова поглаживание от середины к вискам).

Солнышко проснулось,

Глаз моих коснулось,

Лучиками провело

И меня погладило.

Прилетела тучка и пошел дождик (постукивание, затем снова выглянуло солнышко (поглаживание).

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Их, как обычно, принес Старичок-Звуковичок. Он сегодня не один – вместе с ним к нам в гости пришли Белка и Бабочка. Они принесли для нас интересные задания. (Картинки «Белка» и «Бабочка» помещаются на доску.)

1. Работа со звуками.

1) Выделение звука [б] из слов: «банан», «букет», «ботинки».

- Догадайтесь, какой звук принес Старичок-Звуковичок? ([б]).

2) Демонстрация картинки-символа.

- Правильно, звук [б]. (Логопед вывешивает на доску картинку.)

3) Хоровое и индивидуальное произнесение звука [б].

- Возьмите зеркала и произнесите звук [б].

- Положите зеркала.

4) Характеристика по схеме.

- Расскажите Бабочке о звуке [б] по схеме. (Есть преграда - согласный, голова гудит - звонкий, губы не улыбаются – твердый, обозначаем синим цветом.)

5) Выделение звука [б] в звуковом и слоговом ряду.

Игра «Хлопки». (Рот логопеда закрыт экраном.)

- Ребята, поймайте звук [б] и положите его в левый передний карман.

(М, К, Г, Д, Н, П, Б)

- Где лежит звук [б]?

- Поймайте слог со звуком [б] и положите его в правый передний карман. (КА, ДО, ПЫ, ТУ, ДА, ВО, ГУ, БЫ)

- Где лежит слог [бы]?

6) Определение места звука [б] в словах (индивидуальная работа детей).

Игра «Зажги окошко» (на определение места звука [б] в слове.

- Бабочка хочет поиграть в игру «Зажги окошко». Мы будем искать место звука [б] в словах.

- Какую фишку нужно взять? (синюю)

(Логопед показывает картинки и называет слова, а дети «зажигают» нужное окошко.)

- Где звук [б] в слове «батон»? («В слове «батон» звук [б] в начале (первый)» и т. п.)

- А теперь найдите звук [б] в названии вашей картинки и положите ее в нужное окошко.

7) Знакомство с мягким звуком [б’].

- Ребята, догадайтесь, какой «младший братик» у звука [б]? ([б’])

(Демонстрация логопедом картинки-символа.)

- Возьмите зеркала и произнесите звук [б’].

- Уберите зеркала в ящики.

- Расскажите о звуке [б’] по схеме. (Есть преграда - согласный, голова гудит - звонкий, губы улыбаются – мягкий, обозначаем зеленым цветом.)

8) Различение твердого и мягкого звуков (работа у доски).

Игра «Подарки для Тани».

- Ребята, наша Таня очень любит животных, и Белка принесла ей в подарок фотографии. Помогите Тане разложить их в 2 корзины.

(Дети раскладывают картинки с изображением животных в 2 корзинки: синюю и зеленую, и комментируют свои действия: «В слове «бегемот» мягкий звук [б’], я положу картинку в зеленую корзинку» и т. п. После игры логопед задает вопрос: «В какой корзине фотографий больше)

- Ребята, Белка принесла Тане еще 1 картинку – бубен. Как вы думаете, в какую корзину его нужно положить? (В любую.) Почему?

9) Игра «Кого не стало?» (Логопед убирает картинки по одной, а дети комментируют действия: «Кого не стало?» - «Не стало рыбы» и т. п.)

Развитие мелкой моторики + грамматические упражнения с массажными шариками «Су-джок» (закрепление пространственных предлогов).

- Ребята, Бабочка очень хочет, чтобы вы поиграли с колючими шариками.

- Возьмите шарики, покатайте их по ладоням, по пальцам.

- Положите их на стол. - Где лежат шарики?

- Возьмите со стола. - Откуда взяли шарики?

- Спрячьте под стол. - Куда спрятали шарики?

- Достаньте из-под стола. - Откуда достали шарики?

- Спрячьте за спину. - Куда спрятали?

- Достаньте из-за спины. - Откуда достали?

- Достаньте колечки.

- Надевайте по очереди на каждый палец правой руки, начиная с большого.

Палец большой — важный такой,

Палец указательный — очень внимательный,

Палец средний — по росту не последний.

Палец безымянный — грустный самый,

А это — мизинчик, общий любимчик.

- Наденьте на средний палец правой руки. Где кольцо?

- Надевайте по очереди на каждый палец левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный — кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

- Наденьте на безымянный палец левой руки. Где кольцо?

- Уберите колечки в шарики.

10) Деление слов на слоги (работа у доски).

Игра «Веселый поезд».

- Белка очень любит кататься и хочет сыграть в игру «Веселый паровозик».

- Давайте рассадим животных по вагонам. В первый вагон посадим тех животных, в названии которых 1 слог и т. д. (Каждому ребенку логопед задает вопрос: «В каком вагоне едет бобр?» и т. д.)

- Ребята, веселый поезд уезжает, помашите ему правой рукой.

11) Звуковой анализ слова «бант» или «быки».

- Бабочка просит вас отгадать 2 загадки:

Четыре копыта,

Большие рога,

Похож на корову,

Но нет молока! … (бык)

Это украшение

Не наденет братик!

Розовый, завязанный

Был на Маше … (бантик)

- Правильно. Давайте составим звуковую схему одного слова, а второе оставим на вечер. (Дети выбирают одно слово: «бант» или «быки»)

(Индивидуальная работа детей с одновременным выкладыванием схемы на доске.)

- Сколько всего звуков в нашем слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько слогов?

- Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.)

Физминутка «Автобус».

- Белка хочет, чтобы вы немного отдохнули.

Мы в автобус дружно сели

И в окошки посмотрели.

На педаль шофер нажал,

И автобус побежал.

(присесть на корточки)

(повороты головой)

(ногой нажать на педаль)

(крутить руль и бежать)

2. Работа с буквой.

1) Показ буквы, картинки-подсказки и чтение стихотворения.

- Произнесите звук [б] еще раз. Наши звуки летают, а мы их видим? Что нужно сделать? Правильно, сфотографируйте звук [б]. И у нас появилась фотография звука – буква Б. (Демонстрация буквы Б.) Рассмотрите ее повнимательнее и скажите, на что она похожа? А я, как всегда, приготовила для вас картинки-подсказки.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Буква Б как яблоко,

Круглое, большое…

На веточке за хвостик

Повисло наливное…

- На что похожа буква Б? (ответы детей)

2) Анализ буквы:

- Из каких элементов состоит буква Б?

- Как располагается столбик?

- Где и как располагается перекладина?

- Какой еще элемент есть у буквы Б? (полукруг)

- Где и с какой стороны от столбика он располагается?

3) Конструирование буквы Б из элементов.

- Бабочка просит вас сделать новую букву. Откройте конверты и составьте букву Б.

4) Реконструирование буквы в букву В, Т, Г и опять в Б.

- А шустрая Белка хочет поиграть с буквами. Превратите букву Б в букву В, снова сделайте букву Б, теперь – букву Т, Г и снова Б. Уберите все в конверты.

5) Чтение слогов с буквой Б.

- Наши гости хотят узнать, сможете ли вы прочитать слоги с новой буквой? (Чтение слогов из букв на магнитах на доске.)

3. Составление дидактических синквейнов.

- Любопытная Белка и Бабочка-красавица хотят узнать – зачем на доске цифра 5? (Для игры «Пятерка»)

- Кто хочет рассказать о Белке?

Белка.

Шустрая, рыжая.

Прыгает, делает запасы, грызет.

Белка живет в дупле.

Дикое животное.

- Кто хочет рассказать о Бабочке?

Бабочка.

Красивая, маленькая.

Летает, садится, порхает.

Гусеница превращается в бабочку.

Насекомое.

- Молодцы, ребята. Нашим гостям очень понравилось.

III. Итог.

- Скажите, с какими звуками мы сегодня познакомились?

- А почему у нас в гостях были Бабочка и Белка?

- С какой буквой мы познакомились?

- Найдите букву Б на карточке.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б» в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 26 января 2025 в 21:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б» в подготовительной логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Алексеева (УИ 1373973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД