Вера Петрушенко
Совместное образование здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой проблемой на современном этапе развития системы образования. Для улучшения качества обслуживания детей с ОВЗ и реализации одного из стратегических направлений развития системы образования – инклюзивного образования - необходима разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах различной направленности государственных образовательных учреждений. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях организуется опытно-экспериментальная работа, позволяющая на основе научно-теоретической и практической деятельности решить ряд задач, способствующих развитию региональной системы дошкольного образования. Учитывая мировой опыт в области инклюзивного образования, в качестве предмета опытно-экспериментальной работы определены три основных аспекта – инклюзивная культура участников образовательного процесса, нормативно-правовая база организации совместного обучения и воспитания, процесс обучения и воспитания в группах совместного образования.
Темочки:
Целью экспериментальной работы в нашем дошольном учреждении является разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) в группах различной направленности. Опытно-экспериментальная работа строится на основе научно-теоретического и экспериментального изучения проблемы организации совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, анализа практического опыта государственных дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Экспериментальная работа проводится на группах комбинированной направленности. На этих группах работают : 4 воспитателя, 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога, музыкальный руководитель, физрук, педагог дополнительного образования (хореография и театрализация). 91% педагогов, работающих в экспериментальном режиме, имеют высшее образование и высшую квалификационную категорию.
На первом этапе экспериментальной работы была проведена психологическая диагностика педагогом-психологом, целью которой было выявление особенностей социально-психологической адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированного типа. Одним из показателей социальной адаптации детей является наличие близких друзей в группе. По этому показателю был проведен мониторинг в сентябре 2016 года и в феврале 2017 года. В качестве методик использовались: опрос детей, рисунок «портрет друга», социометрические тесты. Результаты исследования показали, что в начале учебного года дети с тяжелыми нарушениями речи чаще указывали на отсутствие друзей в группе, чем здоровые дети. К февралю 2017 года разница по этому показателю сократилась, практически все дети указывали на наличие друзей в группе, но, как показал социометрический тест, среди детей с низким социометрическим статусом (не получившие ни одного выбора) большинство составляют дети с нарушениями речи. В качестве внешнего метода оценки социальной адаптации детей использовался метод экспертных оценок. Для экспертизы привлекались педагоги групп, а также специалисты, работающие с детьми в этих группах. Экспертам предлагалось оценить степень социального взаимодействия между педагогом и детьми с логопедическими проблемами и между педагогом и здоровыми детьми. Помимо этого эксперты оценивали степень социального взаимодействия между детьми. Мониторинг по этому показателю выявил, что как в начале учебного года, так и в феврале 2017 года, показатели социального взаимодействия со здоровыми детьми выше, чем с детьми с нарушениями речи. С целью совершенствования работы педагогов в группах комбинированного типа была разработана анкета для педагогов и проведено анкетирование. Анализ анкетирования педагогов показал, что педагоги удовлетворены своей работой, хотят повышать свою компетентность, а также выявил, что работа с детьми с нарушениями речи требует от них повышенного внимания и увеличивает общую нагрузку. В целом можно сказать, что социальная адаптация детей с логопедическими проблемами протекает более напряженно по сравнению со здоровыми детьми и требует от педагогов больших усилий.
Педагоги же в свою очередь нуждаются в дополнительных знаниях, которые они могли бы получить на семинарах и тренингах, посвященных соответствующим проблемам. В соответствии с этими пожеланиями был откорректирован план работы на текущий год. В него было включено обучение педагогического коллектива работе в условиях эксперимента.
В практике работы детского сада используются инновационные формы работы, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, образования и развития. Цель этой работы - обеспечение психологической комфортности пребывания каждого ребенка в детском саду, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из таких технологий является создание системы праздников. С целью профилактики нервных срывов, нервозности, раздражительности, усталости в план воспитательно-образовательной работы включаются особые дни «разгрузки». Дни «разгрузки» позволяют реализовать сразу несколько задач:
- восстановление израсходованных ресурсов;
- отвлечение коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых
ситуаций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть;
- создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на
самочувствие участников образовательного процесса.
В рамках работы над проектом были проведены праздники: «День оранжевого фонаря», «Радужная неделя», «День улыбок». В течение этого года дети с тяжелыми нарушениями речи активно включались в проектную деятельность, реализуемую на базе ДОУ. Сюда относятся: совместный проект детей и родителей «Давай познакомимся» (оформление работ, в которых отражаются интересы и увлечения детей, помогающих лучше узнать каждого ребенка); проект педагогов и родителей комбинированной группы «Одаренный ребенок» (раскрытие творческих способностей детей); проект «Талантливые дети» (развитие детей средствами театрализации) и др.
Таким образом, данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, способствуют дальнейшему развитию теоретической базы эксперимента, позволяют обобщать имеющийся опыт, воссоздавать и распространять собственный опыт на следующих этапах экспериментальной деятельности.