Приложение МААМ

Совместное образование здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности.

Вера Петрушенко
Совместное образование здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности.
▼ Скачать + Заказать документы

Организация совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой проблемой на современном этапе развития системы образования. Для улучшения качества обслуживания детей с ОВЗ и реализации одного из стратегических направлений развития системы образования – инклюзивного образования - необходима разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах различной направленности государственных образовательных учреждений. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях организуется опытно-экспериментальная работа, позволяющая на основе научно-теоретической и практической деятельности решить ряд задач, способствующих развитию региональной системы дошкольного образования. Учитывая мировой опыт в области инклюзивного образования, в качестве предмета опытно-экспериментальной работы определены три основных аспекта – инклюзивная культура участников образовательного процесса, нормативно-правовая база организации совместного обучения и воспитания, процесс обучения и воспитания в группах совместного образования.

Темочки:

Целью экспериментальной работы в нашем дошольном учреждении является разработка рекомендаций по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ тяжелыми нарушениями речи) в группах различной направленности. Опытно-экспериментальная работа строится на основе научно-теоретического и экспериментального изучения проблемы организации совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, анализа практического опыта государственных дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Экспериментальная работа проводится на группах комбинированной направленности. На этих группах работают : 4 воспитателя, 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога, музыкальный руководитель, физрук, педагог дополнительного образования (хореография и театрализация). 91% педагогов, работающих в экспериментальном режиме, имеют высшее образование и высшую квалификационную категорию.

На первом этапе экспериментальной работы была проведена психологическая диагностика педагогом-психологом, целью которой было выявление особенностей социально-психологической адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированного типа. Одним из показателей социальной адаптации детей является наличие близких друзей в группе. По этому показателю был проведен мониторинг в сентябре 2016 года и в феврале 2017 года. В качестве методик использовались: опрос детей, рисунок «портрет друга», социометрические тесты. Результаты исследования показали, что в начале учебного года дети с тяжелыми нарушениями речи чаще указывали на отсутствие друзей в группе, чем здоровые дети. К февралю 2017 года разница по этому показателю сократилась, практически все дети указывали на наличие друзей в группе, но, как показал социометрический тест, среди детей с низким социометрическим статусом (не получившие ни одного выбора) большинство составляют дети с нарушениями речи. В качестве внешнего метода оценки социальной адаптации детей использовался метод экспертных оценок. Для экспертизы привлекались педагоги групп, а также специалисты, работающие с детьми в этих группах. Экспертам предлагалось оценить степень социального взаимодействия между педагогом и детьми с логопедическими проблемами и между педагогом и здоровыми детьми. Помимо этого эксперты оценивали степень социального взаимодействия между детьми. Мониторинг по этому показателю выявил, что как в начале учебного года, так и в феврале 2017 года, показатели социального взаимодействия со здоровыми детьми выше, чем с детьми с нарушениями речи. С целью совершенствования работы педагогов в группах комбинированного типа была разработана анкета для педагогов и проведено анкетирование. Анализ анкетирования педагогов показал, что педагоги удовлетворены своей работой, хотят повышать свою компетентность, а также выявил, что работа с детьми с нарушениями речи требует от них повышенного внимания и увеличивает общую нагрузку. В целом можно сказать, что социальная адаптация детей с логопедическими проблемами протекает более напряженно по сравнению со здоровыми детьми и требует от педагогов больших усилий.

Педагоги же в свою очередь нуждаются в дополнительных знаниях, которые они могли бы получить на семинарах и тренингах, посвященных соответствующим проблемам. В соответствии с этими пожеланиями был откорректирован план работы на текущий год. В него было включено обучение педагогического коллектива работе в условиях эксперимента.

В практике работы детского сада используются инновационные формы работы, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, образования и развития. Цель этой работы - обеспечение психологической комфортности пребывания каждого ребенка в детском саду, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из таких технологий является создание системы праздников. С целью профилактики нервных срывов, нервозности, раздражительности, усталости в план воспитательно-образовательной работы включаются особые дни «разгрузки». Дни «разгрузки» позволяют реализовать сразу несколько задач:

- восстановление израсходованных ресурсов;

- отвлечение коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых

ситуаций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть;

- создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на

самочувствие участников образовательного процесса.

В рамках работы над проектом были проведены праздники: «День оранжевого фонаря», «Радужная неделя», «День улыбок». В течение этого года дети с тяжелыми нарушениями речи активно включались в проектную деятельность, реализуемую на базе ДОУ. Сюда относятся: совместный проект детей и родителей «Давай познакомимся» (оформление работ, в которых отражаются интересы и увлечения детей, помогающих лучше узнать каждого ребенка); проект педагогов и родителей комбинированной группы «Одаренный ребенок» (раскрытие творческих способностей детей); проект «Талантливые дети» (развитие детей средствами театрализации) и др.

Таким образом, данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, способствуют дальнейшему развитию теоретической базы эксперимента, позволяют обобщать имеющийся опыт, воссоздавать и распространять собственный опыт на следующих этапах экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в группах общеобразовательной и комбинированной направленности Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Лиса с лисятами» Конспект лексико-грамматического занятия, проведенного на методическом объединении учителей-логопедов по теме «Новые формы работы с детьми.

«Весенняя звуковая полянка». Конспект НОД в группе детей с ОВЗ, обусловленными тяжелыми нарушениями речи МДОУ «Детский сад 227» г. Ярославль Конспект НОД по обучению грамоте в группе ОВЗ для детей с тяжелыми нарушениями речи (2-ой год обучения).

Конструкт занятия для детей седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну Математики» Технология: «Тико» моделирование Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.

Методический состав комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Развитие творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Успешная работа узких специалистов в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Успешная работа узких специалистов в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Автор: Мельникова Юлия Сергеевна Старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместное образование здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности.
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 16:11
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместное образование здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности.» (включая файлы) размещена пользователем Вера Петрушенко (УИ 416538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД