Репина Наталья
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ
Работая логопедом в реабилитационном центре с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость ввести в практику новое направление работы. У таких детей неразвиты фонематические процессы, скудный словарь, неразвита связная речь, грамматически нарушенная речь. Именно это и подтолкнуло на создание проекта методических разработок «Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями, в том числе детей- инвалидов, с общим недоразвитием речи»
Публикация «Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Устное народное творчество
- Темочки
Актуальность данного проекта состоит в том, что устное народное творчество – это духовное богатство русского народа. Оно представляет собой богатейший литературный материал, повышающий речевую активность детей, способствующий развитию коммуникабельности у детей.
Основной целью было: развитие основных речевых компонентов у детей с ОВЗ и детей – инвалидов с помощью устного народного творчества в условиях реабилитационного центра.
Для достижение данной цели мною были поставлены следующие задачи:
-развитие основных компонентов речи;
-формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству;
-развитие у детей коммуникативных способностей;
- совершенствование работы с родителями по закреплению изученного речевого материала.
Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей, считается нетрадиционной формой работы не только во время занятия, но и в различных видах деятельности.
Для достижения положительных результатов обогащала предметно-развивающую среду пособиями для развития речевой активности; использовала различные виды театра.
Методические разработки используются в повседневных режимных моментах, в процессе реабилитации детей с ОВЗ всеми специалистами, работающими с детьми.
Одним из направлений работы с детьми является посещение библиотеки, музея, где дети могут наглядно приобщиться и познакомиться к культуре русского народа.
Эффективной формой работы по речевому развитию является проведение викторин и развлечений, где дети закрепляют изученный речевой материал. Воспитанники с инсценировками сказок регулярно посещают Большеглушицкий пансионат ветеранов ВОВ, а также ежегодно участвуют в фестивале театрализованных представлений «Театральная жемчужина». У детей проявляются артистические качества и развиваются коммуникативные способности.
Могу с уверенностью сказать, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к русской культуре, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.
Использование потешек, колыбельных песен в режимных моментах развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Проанализировав полученные данные анкетирования родителей, сделала вывод, что они нуждаются в помощи педагогов, что подтверждает необходимость в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
С этой целью регулярно проводились консультации, беседы. Также были даны рекомендации для дальнейшего самостоятельного использования речевого материала в домашних условиях. Благодаря тесной работе с родителями получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении.
В созданном уголке сказок представлены книги со сказками, потешками, загадками, пальчиковый театр, театр на ложках, конусный театр. Дети могут в свободное время подойти и обыграть полюбившуюся им сказку.
Проводя диагностику речевого развития при выписке наблюдала, что воспитанников улучшилась грамматика, увеличился словарный запас, повысилась общая звуковая культура речи, улучшилась связная речь.