МААМ-картинки

Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ»

Наталья Пунько
Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и

воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее

время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт

возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели

речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей,

Публикация «Рекомендации для педагогов „Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ“» размещена в разделах

которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных

областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в

области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ,

Аникин В. П., Болыпунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего

недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения

метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является

сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями

является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное

коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в

руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами,

более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике

сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким

положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который

остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в

сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки

вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных

персонажей (Феи, Деда Мороз, который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем

оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в

воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития

правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку

лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-

то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда,

коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного

развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая

исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся

коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие

диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного,

слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико -

грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения,

восприятия и выразительности.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном

сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне

единообразная. Так существуют дидактические, медитативные,

психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь

подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная

переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая

композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;

схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и

слушание.

Сказка несё т в себе ряд функций:

- функция социализации;

- креативная;

- голографическая;

- развивающее – терапевтическая;

- культурно – этническая;

- лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое

характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку

думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок

начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить

ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие

сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую

действительность.

В сказке всегда заложен урок : быть дружными, смелыми, трудолюбивыми,

мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на

эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают

комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не

только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления

окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем

взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет - наиболее

близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и

животных, т. к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко

перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами:

Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятся ребенок, тем с

большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках

содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок

предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

1) чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении

ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е.

все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

3) драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает

для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому

ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки,

сказочной атмосферы : образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты, музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и

демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Сказкотерапия это :

- процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе

взаимоотношений в нём;

- процесс переноса сказочных символов в реальность;

- созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,

моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной

сказки;

- терапия средой, особой сказочной обстановкой;

- выявление и развитие творческого потенциала;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной

коммуникации;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- формирование навыков адекватного выражения эмоций;

- укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению

родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и

становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как

средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о

необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при

формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно

положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие

словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои

собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной

традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к

такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к

новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и

завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал

и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии

уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид

деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую

сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для

развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему

характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность,

самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы

знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой

запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение

(иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение

выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в

свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния

окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного

материала и эмоционального опыта ребенка.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейНетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Методическая разработка: «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей» Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями.

Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ. Цель: раскрытие творческого.

Семинар для педагогов «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей»Семинар для педагогов «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей» Цель: расширять значение нетрадиционных приемов работы с бумагой в воспитании чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 16:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пунько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД