МААМ-картинки

Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи»

Максимова Людмила Ивановна
Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи»
▼ Скачать + Заказать документы

План консультация

«Устное народное творчество как средство развития детской речи»

1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние на ребенка.

a) Приговорки, припевки, потешки, прибаутки

b) Поговорки, пословицы

c) Загадки

d) Скороговорки

e) Сказки

f) Народные игры и хороводы

g) Колыбельные песни

2. Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка

Публикация «Консультация „Устное народное творчество как средство развития детской речи“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровища богатейшего русского языка открываются перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Но наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. В семье оно так обычно и происходит. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, прибаутку, и загадку: ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо самим заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности и точности. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают свое влияние на язык ребенка, и, чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов. Однако, обычная разговорная речь с детьми (рассказ, беседа)должна быть по возможности образна и вразумительна. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям: они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них и становятся самостоятельными. Например: конь-вороной, коровушка-буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, светлый месяц, травушка-муравушка и другие выражения, связанные с национальными образами, с явлениями родной природы. Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых: сказанные воспитателем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Нужно только употреблять их по назначению, а е для придания речи «красивости». Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.

«Ясный месяц появился»- ласково встречает воспитатель ребенка пришедшего в детский сад после болезни.

«Поспешишь - людей насмешишь», «Ахи да Охи не дают подмоги», «Сделал дело – гуляй смело» - во время занятия или одевания на прогулку.

«Умелые руки не знают скуки» - во время труда.

От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или еще хуже - заучивали их. Мы должны быть довольны уже тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием. Если в языке детей промелькнет поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой воспитателю.

Одним из интереснейших вопросов в связи с рассмотрением народности языка является наличие в русском разговорном языке разнообразие говоров, произношений, интонаций.

В языке ребенка эти особенности неизбежны в силу того, что учится говорить так, как говорят окружающие его взрослые. В этой области детским садом должна быть проделана тщательная работа: из языка детей нужно устранить местные слова, выражения, следить за правильной расстановки ударений в словах. Легко представить, как усложниться речь ребенка, если эти особенности закрепятся в ранние годы его жизни. Поэтому приобщение детей к устному народному творчеству требует от педагога высочайшего мастерства.

При отборе фольклорного материала воспитатель должна учитывать возрастные особенности детей, использовать наглядные средства. Остановимся на сложившихся формах словесного народного творчества и их воспитательной ценности.

Приговорками, припевками, частушками издавна пользуются в воспитании детей, особенно для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы как одевание, ку3пание требуют сопровождение словом (с гоголя вода, с Танюшки - худоба).

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, да кусался зубок.

При укладывании спать –

Баю – баюшки – баю,

Баю доченьку мою.

Приди котик ночевать,

Мою доченьку качать

Имеется целая группа игр с детьми раннего возраста, основанных на русском народном творчестве и направленных на развитие движений. Речевое начало этих игр настолько ярко, что их без преувеличения можно назвать первым приобщением ребенка к культуре своего родного языка («ладушки», «Сорока-белобока», «пальчик-мальчик»). в ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка: надо почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.

Утка шла по бережку,

Сера по крутому,

Вела деток за собою:

И малого, и большого, и среднего, и меньшого,

И самого любимого! (загибают пальцы)

Кто прошлепал, кто протопал?

Гусь протопал, гусь прошлёпал!

Щиплет за пятки, беги без оглядки! ( Гусь вытянул шею и шипит: «Ш-Ш ШШШ»

Но приходит пора и на смену приходят более сложные формы народного и словесного творчества.

Поговорки и пословицы – краткие изречения заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям 6-7 лет.

Обращенные к детям пословицы, поговорки могут открыть им некоторые правила поведения, морали (поспешишь – людей насмешишь.) поэтому их правильнее употреблять в тот момент, когда на лицо есть факты, обстоятельства. Тогда ребенку будет понятен их смысл.

Загадки – ка форма словесного народного творчества, образной народной речи получила большое признание в работе детского сада. Это полезное упражнение для ума.

Дети должны распознать вещи, явления, качество, признаки. Поэтому загадки надо подбирать близкие опыту детей. Ведь дело не в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа.

Наиболее смышленые дети сами любят придумывать загадки. Важно выбрать существенные признаки, обозначить их словом, может даже найти рифму (висит на дереве с одной дверью). Народные загадки приучают детей к острой и живой мысли. Она служит развитию ума и языка, открывая для ребенка окружающий мир.

Скороговорки.

Заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей примен7ять формы языка хорошо звучащие, поддаются быстрому произношению (коси коса, пока роса,; на дворе трава, на траве дрова) легко запоминаются. Особенно полезны скороговорки детям с неповоротливым языком. Это прекрасная гимнастика речи. Но злоупотреблять ими ни в коем случае нельзя.

Сказки. Гениальными произведениями русского народного творчества являются русские народные сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родного языка. Доступное понимание добра и зла, воспитывают добрые качества.

Читать ли детям сказку или рассказывать её.

Когда сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями. Перед ним стоит текст, в который надо заглядывать. Рассказывание сказок, является большим искусством. Ведь дети всегда просят нас рассказать им сказку, а не прочитать её. Дети и сами любят рассказывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит образным красочным языком. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры, особенно у детей старшего дошкольного возраста.

Драматизация сказок приучает переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас ребенка, развивает память, речь. Драматизируя сказку, ребенок пользуется её языком. То, что он слышал, становится его собственным достоянием.

В играх – драматизациях дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок становится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи.

Также ценны народные игры. Пока дитя еще мал, все игры обращены индивидуально к нему, но вот ребенок подрос, и характер игр меняется. Народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, память. В народной игре используется считалка.

Считалки занимают большое месть в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движениями. Это игры хороводные. Здесь действие осуществляется в ритме, словах и тексте. Здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Отсутствие дидактических задач, делает эти игры свежими, привлекательными, не надоедающими («Каравай», «Жмурки»). Широкое применение этих игр во всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в поколение.

Велико и песенное богатство русского народа. Колыбельная песня по мнению народа - спутник детства. Образа, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (котенка – коток, собачка, заинька, гуленьки) они несут в себе пожелание добра и благополучие своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. В процессе ознакомления с колыбельной песней дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой (где спали дети, приобщаются к культуре русского народа.

Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (люли – люли-люленьки, баю-баю-баиньки) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка.

«Спи-ка, Маша, солнышко

Спи-ка, житно зернышко,

Спи моя родная,

Рыбка золотая».

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые образы (кот, зайка и т. д.). к тому же положительные эмоции, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. В младшей группе можно использовать колыбельные песни перед сном.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость.

Ещё одна важная потребность – потребность в общении. Дети общаются друг с другом, высказывают свое мнение, выслушивают друг друга, обмениваются впечатлениями.

Поэтому, родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Литература:

1. «Русское народное творчество в детском саду»

А. П. Усова.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Князева

3. «Народное искусство в воспитании детей» Т. С. Комарова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 90» муниципального образования города Братска.

консультация

«Устное народное творчество как средство развития детской речи»

Составила: воспитатель

диагностической группы

Максимова Л. И.

2017

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании и развитии детейУстное народное творчество в воспитании и развитии детей Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Устное народное творчество. Потешки». Цель: 1. Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, сказками. 2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 3. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Устное народное творчество: сказки». .

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество». Колунтаева Ольга Михайловна воспитатель.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество» МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области Конспект НОД по социально- коммуникативному.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений Администрации.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество» Конспект открытого занятия по развитию речи старшей группы :» Устное народное творчество». Составила и провела воспитатель ДБС №23 Купцова. С. А.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи»
Опубликовано: 3 октября 2017 в 09:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи»» (включая файлы) размещена пользователем Максимова Людмила Ивановна (УИ 1284161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД