надежда олифер
Творческий годовой проект «Устное народное творчество, как средство развития речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети с 3 до 4 лет, воспитатели групп, родители.
По времени: долгосрочный.
Введение
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Публикация «Творческий годовой проект „Устное народное творчество, как средство развития речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность проекта
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель проекта : развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта :
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Методы и формы реализации проекта
Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
Ожидаемый результат
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор, повысить интерес к устному народному творчеству, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Сформировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
• Сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения
У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный. Подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству. Разработка перспективного плана, направленного на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.
II этап – основной Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом :
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей :
• проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм
• дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения
• проведение подвижных игр
• специальные игровые задания
- психогимнастика.
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад» :
• проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
III этап – заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Заключение
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье. Изготовила настольные театры: «Теремок», «Колобок» «Репка», «Курочка Ряба». Составила картотеку по русским народным играм : «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»
Диагностика по разделу программы «От рождения до школы» показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством. Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.
Список литературы
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.
3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985