Екатерина Рябушева
«Условия ознакомления старших дошкольников с художественной литературой». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко взрослые используют чтение в целях развлечения или успокоения расшалившихся детей. Между тем с самого раннего возраста дети должны учиться внутренне подготавливать себя к чтению. Этому их, безусловно, учат взрослые.
Дети хорошо понимают, что например, сказка — это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но их нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Публикация «„Условия ознакомления старших дошкольников с художественной литературой“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой М. А. по ознакомлению детей подготовительной группы определила следующие задачи:
— продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;
— воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы;
— обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;
— продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением.
для выполнения поставленных задач необходимо создание условий, которые будут благоприятно влиять на восприятие художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
В группе воспитатель вместе с детьми может устроить уголок сказки. Здесь помещаются сделанные детьми персонажи любимых сказок, детские рисунки и т. д.
В подготовительной группе в уголок также можно поместить:
— касса букв: с помощью кассы букв дети могут составлять понравившиеся им предложения из полюбившейся им сказки или рассказа;
— объё мные кубики разного цвета для составления схемы слова: с помощью таких кубиков дети по желанию могут составлять схематично слова;
— кубики с буквами; эти кубики помогают детям составлять слова и предложения;
— фланелеграфы, магнитные доски с буквами; подходя к фланелеграфу, дети свободно составляют предложения и слова, которые наиболее запомнились им;
— картинки-схемы звукового состава слов; в подготовительной группе дети уже знакомы со звуковым составом слова и поэтому легко составляют слова при помощи схем;
— программные книги; книги подбираются согласно определенной теме заданной «Программой обучения и воспитания детей» и меняются каждый квартал;
— портреты писателей к тематическим выставкам;
— условные заместители к пересказам сказок; после прослушивания сказки или по собственному желанию дети могут проиграть сюжет сказки;
— схемы для пересказа сказок; помогают детям в свободное от занятий время вспомнить и пересказать наиболее понравившуюся сказку;
— серии сюжетных картинок для составления рассказов; нельзя обойтись без наглядного материала, такие картинки помогают детям вспомнить не только действия, но и помогают последовательно вспомнить, что происходило с главными героями от начала и до конца сказки или рассказа;
— Бумага и цветные карандаши; дети по желанию могут нарисовать главных героев сказки или рассказа.
Перед чтением в группе педагог должен создать определенную эмоциональную атмосферу: выдержать продолжительную паузу между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята рассаживаются свободно вокруг воспитателя.
Одно из главных условий чтения или показа диафильма — это эмоциональное отношение взрослого к читаемому. Взрослый не может и не должен читать текст слишком быстро, скороговоркой или безразличным холодным тоном, без эмоциональных акцентов. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь и от взрослого ожидают подлинных эмоций и чувств. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств взрослого.
Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выраженно, с тем чтобы не помешать самостоятельному усвоению детьми нового содержания. При переходе от сказок и других произведений, более простых, к сложным, с несколькими сюжетными линиями можно вернуться и к эмоционально-акцентированной манере чтения.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах, а также диафильмы по различным произведениям и сказкам.
Необходимо подчеркнуть, что работа с книгой и во время, и после ее чтения должна быть серьезной, творческой и тактичной со стороны воспитателя. Тогда и дети будут относиться к этому процессу как к празднику и в то же время как к важному делу.
Подготовка детей к восприятию нового произведения осуществляется непосредственно перед чтением или же накануне; при этом используются самые разные приемы.
• В книжный уголок помещается новая книга. Дети сами рассматривают иллюстрации, пробуют определить, к какому жанру относится это произведение (сказка, рассказ, стихотворение, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называл произведение.
• Педагог показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение.
• Педагог предлагал, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги.
Педагог подходит к выводу, что лучшему усвоению содержания способствуют следующие приемы:
• вопросы по содержанию книги;
• рассматривание иллюстраций к произведению;
• демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои произведения, его эпизоды;
• словесные зарисовки. Педагог предлагал детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке.
Необходимо подчеркнуть, что работа с книгой и во время, и после ее чтения должна быть серьезной, творческой и тактичной со стороны воспитателя. Тогда и дети будут относиться к этому процессу как к празднику и в то же время как к важному делу.