Ирина Волжанкина
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. 2015 год согласно Указу Президента России объявлен годом литературы не случайно. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребё нка: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».
Публикация «Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.
С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования воспитание и любви, и интереса к художественному слову, знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.
Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой я использую следующие методы:
1. Чтение по книге или наизусть.
2. Рассказывание.
3. Инсценирование.
4. Заучивание наизусть.
Формы традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые мы используем в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой :Анкетирование родителей старшего дошкольного возраста.
Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе созданы следующие условия.
Оборудование книжного уголка и организация работы :
-выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.
В группе имеется библиотека. Работа в группе планируется и проводится с учётом лексических тем, поэтому книги расположены по темам:«Времена года»,«Животные»,«Птицы»,«Профессии»,«Транспорт», и т. д.
Для обогащения библиотеки в группе была проведена акция "Книга-в подарок»", в которой родители воспитанников приняли активное участие.
Разговору о детских книгах, о её ценности для каждого человека была посвящена консультация для родителей: «Рекомендуем почитать вашим детям», «Умные книжки – умным детишкам».
Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники отражали в художественно – продуктивной деятельности:
Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в:
- рисовании на темы: «Мой любимый герой сказок», «Дюймовочка», «Царство золотой рыбки», «По дорогам сказок А. Пушкина»;
- лепке на темы: «Герои произведений Чуковского», «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт», «Конёк-горбунок», «Что нам Осень принесла», «Герой любимой книги»;
- аппликации: «Волк и ягненок», «Герои сказок А. Толстого», «Лиса и журавль»;
- конструировании из бумаги и природного материала: «Золотая рыбка» (оригами, «Лиса» (оригами).
В группе существует традиция – так называемая «минутка чтения»;
Ежедневно планирую время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаю, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.
С творчеством детских писателей я знакомлю детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты», обращалась к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок»); работая над темой «Дикие и домашние животные» - к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора.
Не все дети моей группы записаны в библиотеке. Поэтому была организована «виртуальная» экскурсия в библиотеку.
-Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;
-Проводятся «Вечера загадок»;
-Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.);
-Литературно- словесные, дидактические, настольно-печатные, творческие игры; сюжетно-ролевая игры: «Библиотека», «Книжный магазин»;
-Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;
-Сюжетные игры: «Театр», «Концерт;
-Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям : «Из какой сказки гость?» (или «Назови автора»).
Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта:
"Книжкина больница" - цель привить детям бережное отношение к книге.
В октябре совместно с музыкальным руководителем провели утренник, посвященный дню Республики. В ходе, которого воспитанники нашей группы, занявшие призовые места в районном конкурсе чтецов, прочитали патриотические стихотворения, посвященные героям Башкортостана.
Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.
Дома ребята совместно с родителями приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки», где выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.
При ознакомлении детей с художественной литературой знакомлю их
с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.
Чтение литературного произведения совмещаю с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.
А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина «Зима», знакомятся с пьесой А. Вивальди «Зима».
Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» ребята слышат стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.
Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:
• в группе создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;
• отмечается постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению
прочитанного. Знакомству с творчеством детских писателей;
• работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
Надеюсь, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека».