МААМ-картинки

Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ

Ирина Волжанкина
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. 2015 год согласно Указу Президента России объявлен годом литературы не случайно. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребё нка: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».

Публикация «Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ» размещена в разделах

Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования воспитание и любви, и интереса к художественному слову, знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.

Эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой я использую следующие методы:

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

Формы традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые мы используем в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой :Анкетирование родителей старшего дошкольного возраста.

Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе созданы следующие условия.

Оборудование книжного уголка и организация работы :

-выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.

В группе имеется библиотека. Работа в группе планируется и проводится с учётом лексических тем, поэтому книги расположены по темам:«Времена года»,«Животные»,«Птицы»,«Профессии»,«Транспорт», и т. д.

Для обогащения библиотеки в группе была проведена акция "Книга-в подарок»", в которой родители воспитанников приняли активное участие.

Разговору о детских книгах, о её ценности для каждого человека была посвящена консультация для родителей: «Рекомендуем почитать вашим детям», «Умные книжки – умным детишкам».

Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники отражали в художественнопродуктивной деятельности:

Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в:

- рисовании на темы: «Мой любимый герой сказок», «Дюймовочка», «Царство золотой рыбки», «По дорогам сказок А. Пушкина»;

- лепке на темы: «Герои произведений Чуковского», «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт», «Конёк-горбунок», «Что нам Осень принесла», «Герой любимой книги»;

- аппликации: «Волк и ягненок», «Герои сказок А. Толстого», «Лиса и журавль»;

- конструировании из бумаги и природного материала: «Золотая рыбка» (оригами, «Лиса» (оригами).

В группе существует традиция – так называемая «минутка чтения»;

Ежедневно планирую время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаю, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.

С творчеством детских писателей я знакомлю детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты», обращалась к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок»); работая над темой «Дикие и домашние животные» - к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора.

Не все дети моей группы записаны в библиотеке. Поэтому была организована «виртуальная» экскурсия в библиотеку.

-Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;

-Проводятся «Вечера загадок»;

-Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.);

-Литературно- словесные, дидактические, настольно-печатные, творческие игры; сюжетно-ролевая игры: «Библиотека», «Книжный магазин»;

-Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;

-Сюжетные игры: «Театр», «Концерт;

-Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям : «Из какой сказки гость?» (или «Назови автора»).

Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта:

"Книжкина больница" - цель привить детям бережное отношение к книге.

В октябре совместно с музыкальным руководителем провели утренник, посвященный дню Республики. В ходе, которого воспитанники нашей группы, занявшие призовые места в районном конкурсе чтецов, прочитали патриотические стихотворения, посвященные героям Башкортостана.

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).

Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.

Дома ребята совместно с родителями приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки», где выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.

При ознакомлении детей с художественной литературой знакомлю их

с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.

Чтение литературного произведения совмещаю с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.

А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина «Зима», знакомятся с пьесой А. Вивальди «Зима».

Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» ребята слышат стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.

Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:

• в группе создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;

• отмечается постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению

прочитанного. Знакомству с творчеством детских писателей;

работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

Надеюсь, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитие эмоциональной сферы на основе театрализации для детей 6-7.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект занятий по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказок, используя игру. Формировать умения выполнять задания в соответствии.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка»Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой Литература - огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые.

Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой НОД по ознакомлению с художественной литературой Возрастная группа: подготовительная Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик» Форма.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кто-кто в теремочке живёт?» Программное содержание: 1. Учить детей узнавать знакомые произведения по иллюстрациям в книгах. 2. Закреплять умение, слушая сказку, следить.

Совместное развлечение с родителями. Мастер-класс для родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.Совместное развлечение с родителями. Мастер-класс для родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. «Волшебный мир К. И. Чуковского».1 младшая группа Авторы: Антипова Юлия Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории, Гуртовенко.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой и лепке во второй младшей группе Основное направление: Художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие. Образовательные области: Чтение детям художественной.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе Программное содержание: -познакомить детей с содержанием сказки; -продолжить формирование навыка оценивания характеров героев, передачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 03:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волжанкина (УИ 358330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД