Наталья Шумеева
Консультация для педагогов «Театр-условия творческого выражения личности»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день широко известно, что театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности., в свою очередь, является своеобразным способом отражения жизни на сцене, а значит, через увлечение каждый ребенок будет получать представления об окружающей жизни, и учиться адекватно, оценивать предметы и явления.
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Публикация «Консультация для педагогов „Театр-условия творческого выражения личности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе необходимо создать благоприятные условия: уголок театрализованной деятельности в виде сцены (подиума) с занавесом. В нем широко должны быть представлены:
различные виды (би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр).
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит.
Атрибуты для различных игровых позиций :
- «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим);
- «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками-аудиозапись);
- «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);
- «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).
Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Классификация театрализованных игр
Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Игры в кукольный театр :
• Настольный театр.
• Театр на руке.
• Напольные куклы.
• Стендовый театр.
• Верховые куклы.
• Театр живой куклы
Данный вид деятельности развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
Содержание работы по театрализованной деятельности отражает интеграцию многих образовательных областей:
Музыка-развитие музыкальных способностей для театрализованной деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и творческой активности;
Физическая культура – развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи; развитие темпа и ритма дыхания, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Социализация – развитие игровой деятельности детей; общение;
Здоровье – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Познание – расширение кругозора детей;
Чтение художественной литературы – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Таким образом:
- в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей
об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, вооб-
ражение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический
строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость,
целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, форми-
руется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятель-
ности;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают ак-
тивный интерес, увлекают их.
И в конце-концов она–самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению–это путь через игру, фантазированиеи сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
А сейчас все вышесказанное предлагаю осуществить на практике.
Предлагаю Вам стать участниками игры «Веселый оркестр» ср. гр.
Цель: вызвать положительные эмоции
Родителям вручаются надписи с названиями музыкальных инструментов. Звучит веселая музыка в аудиозаписи. Каждый осуществляет имитативные движения в соответствии с музыкой и темпоритмом.
Игра развитие дыхания: «Осторожно, пузыри» подг. гр.
Участники делятся на две команды. Одна команда дует пузыри, другая читает стихотворение.
Осторожно, пузыри.
Ой, какие, ой смотри!
Мой со сливу, мой с орех!
Мой не лопнул дольше всех!
Игра на расширение диапазона и силы голоса.
Текст
Вверх по лестнице шагаю, высоту я набираю!
Шаг на небо, шаг на тучи,
А подъем все выше, круче!
Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!
Театральная игра на развитие воображения «День рождения»
Выбирается водящий-именинник.
Остальные участники-гости.
Гости приходят с воображаемыми подарками.
Именинник должен догадаться какой подарок ему принесли.
ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласован ность действий.
Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с со ответствующими цифрами выходят вперед и строятся по поряд ку цифр в названном номере.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ
УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра жение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т. п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен ка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю пла ток, срываю цветок.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази тельность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари анты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, ду дочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картош ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколад ка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
РИТМОПЛАСТИКА
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая» : правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на
руку.
«Завяли листочки» : уронить кисть. «Ветви» : уронить руку от локтя. «й вся пальма» : уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ
ЭХО (по Н. Пикулевой)
Ведущий Дети
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.
Просим Вас, уважаемые педагоги принять участие в осуществлении данного вида деятельности.