Ольга Щиголева
Консультация «Ознакомление дошкольников седьмого года жизни с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект детей этого возраста достаточно развит для восприятия многих проблем жизни и искусства, которые интересны и привлекательны для дошкольников. Но недостаточный жизненный опыт и развивающиеся психические процессы требуют повышенного внимания к личности ребенка и коллективу группы в целом. В связи с происходящими изменениями в становлении грамотного читателя, с одной стороны, и особенностями русской детской литературы, предлагаемый этому возрасту с другой.
Публикация «Консультация „Ознакомление дошкольников седьмого года жизни с художественной литературой“» размещена в разделах
Седьмой год жизни в литературном развитии дошкольников является психологически важным, так как ребенок, слушатель читаемого взрослыми текста, постепенно превращается в самостоятельного читателя. Перед ним сразу же встает несколько проблем:
1. Он уже привык к чтению как слушанию, когда ему читались и с ним обсуждались значительные по объему и интересные по содержанию тексты.
Начав читать самостоятельно, ребенок возьмет в руки текст в несколько строчек или абзацев, содержание которого не вызывает тех эмоций и того интереса, какие он испытывает при слушании настоящего художественного произведения.
2. Если раньше книга для чтения в основном выбиралась взрослым человеком, то теперь все чаще ребенок должен сам определиться в выборе.
3. В течение седьмого года жизни ребенок осваивает два вида чтения: вслух и «про себя», «глазами». Переход от одного вида к другому бывает для детей сложным. Чтение «про себя» требует большей сосредоточенности, внимания.
Чтение без обсуждения текста с взрослым стимулирует активную работу памяти, так как маленький читатель со временем осознает, что содержанием текста владеет только он сам, напоминать ему о происходящем в книге становится некому.
Все это, с одной стороны, прогресс в воспитании читателя в ребенке и одновременно кризис чтения художественной литературы, ломка его сознания, привычек, устоявшихся правил, ритме его, детской жизни.
С другой стороны, круг чтения детей этого возраста значительно расширяется за счет введения новых тем,жанров,авторских имен. Произведения фольклора и детской литературы, рекомендуемые этому возрасту, достаточно объемны и серьезны по содержанию. В них ставятся вечные вопросы бытия, человеческих взаимоотношений, понимания окружающего мира, эстетического и нравственного отношения к нему. Для педагога, работающего с детьми данного возраста наступает «эпоха нельзя».
Нельзя не ответить на детские вопросы глубоко и серьезно. Значит, надо самому прочесть то, что читает ребенок. В противном случае доверие будет подорвано, неудовлетворенность останется, а желание задать вопрос, на который не отвечают, исчезнет. Исчезнет и любознательность, стремление к поиску, появится инертность ума и равнодушие к происходящему миру.
Воспитатель должен следить за психологическим состоянием ребенка в период общения с книгой. Его интеллектуальное напряжения не должно быть чрезмерным. Продолжительность занятия литературой примерно 25 минут. Чтение литературы в свободное время может быть более длительным. Нужно следить за вниманием детского коллектива, читать необходимо до тех пор, пока оно сосредоточено, пока в глазах детей виден интерес к тексту. Заканчивать чтение, как всегда на самом интересном месте произведения.
Огромное внимание со стороны взрослых требует процесс самостоятельного чтения книги ребенком. Усилие и терпение следует сосредоточить, на превращении грамотного слушателя в грамотного читателя. Вот что является приоритетным в данном процессе:
1. Ребенок не должен уставать. Не следует заниматься упорными тренировками техники чтения. Оставим школе ее прямую обязанность.
2. В детях нужно поддерживать интерес к тексту, возникший у него при слушании произведения. Для этого в тексте надо найти эмоциональные события, которые приблизят текст к ребенку, вызовут интерес и желание прочесть его.
3. Надо поднять интерес к чтению начинающих читателей, тактично подчеркивать его преимущество.
В настоящее время издано большое количество разнообразных азбук с текстами современного содержания и привлекательными иллюстрациями. Глядя на веселую иллюстрацию, ребенок, конечно же, захочет узнать что там происходит. С удовольствием прочтет он и маленькие по объему, но прелестные по содержанию «Сказки старого города» Г. Цыферова.
Не надо забывать инородные сказки о животных, тоже небольшие по объему и захватывающие читателя причудливым вымыслом.
Процесс совершенствования техники чтения должен идти одновременно с процессом воспитания талантливого читателя. Совместить эти два направления поможет чтение ребенком художественных текстов, захватывающих его внимание, стимулирующих воображение волнующих душу. Современный ребенок должен читать современные тексты, близкие ему по содержанию, знакомым деталям, реалиям жизни, ассоциациям.
Из произведений классических, созданных давно, надо отбирать те, которые созвучны современному детству. Это в первую очередь произведения о животных, об играх и игрушках, отношения между детьми и взрослыми. Они должны быть яркими и динамичными.
Не следует предлагать детям для самостоятельного чтения пространные описания природы, портретные описания, скучные наставления, которые только отбивают охоту к чтению.
Родителям надо давать информацию о том, что читалось в ДОУ. Детская литература настолько многообразна, что дает возможность не повторяться. Чтение одного и того же произведения в детском саду и дома, если того не желает сам ребенок, может наскучить и потребность в ежедневном общении с книгой будет потеряна.
Читать детям настоящую художественную литературу доступную, интересную, разнообразную и по совету выдающегося педагога XIX века В. Я. Стоюнина обращать внимание детей на «общечеловеческие стремления», общечеловеческий смысл произведений.
Нужно как можно больше читать детям поэтических текстов не только с целью расширения круга чтения, но и с целью совершенствования их фонематического слуха: ведь дети скоро, став школьниками, начнут овладевать письменной речью.
В программе не приводится и перечень произведений для заучивания наизусть. Отбор их предоставлен воспитателю и родителям. Учить надо те произведения, которые понравились детям и понятны по смыслу. Воздействие книги на ребенка зависит от типа личности читателя. Это нужно иметь в виду, общаясь с детьми 6-7 лет. Среди них уже начинают выделяться «аналитики», тяготеющие к прозе, к более глубокому и подробному изложению проблемы, и «лирики», те, кто живет чувствами, эмоциями, для которых важно непосредственное впечатление от прочитанного, а анализ утомляет и раздражает. Пусть на первые вопросы воспитателя ответят «аналитики», а «лирики» включатся в работу позже.
Кроме того, дети этого возраста уже осознают себя как представителей определенного пола. При формировании круга чтения литературы в свободное время и выборе видов работы надо не забывать о психологической и половой направленности. Литература путешествий и приключений, книги героического содержания, произведения развивающие любознательность, силу воли, рассказывающие о людях труда, мастерах, умельцах, будут больше интересовать мальчиков этого возраста. В подборе книг для девочек следует больше уделять внимания «женскому началу» : лирическому пафосу произведения, его эмоциональному строю.
Особое внимание необходимо уделять нравственному формированию личности. По – прежнему надо говорить с детьми о добре и зле, о том,что за торжество зла, гадкого начала в человеке платится большая цена, порою равная человеческой жизни («Морозко», «12 месяцев» Житков «На воде»). Надо говорить и о внимании ко всему живому, внимании деятельном, активном, а не созерцательном (В. Чаплина «Питомцы зоопарка»). Дети должны знать и о том, что счастье, благополучие достигается трудом, и о многом другом,что является содержанием жизни.
Большое внимание следует уделять и формированию творческих способностей детей. Прочитав книгу А. Милна «Вини – Пух и все,все,все.», можно дать детям задание самим сочинить стихи в жанре «ворчалки», «пыхтелки», «сопелки». Можно придумать творческие задания к определенным текстам, как это делается в программе : нарисовать что-либо, пофантазировать о чем- либо.
Трудно заранее представить, что и как следует делать. Педагог сам должен сориентироваться в ситуации и достойно, грамотно направить попытки ребенка в самовыражении. Тонкий и умный подход взрослого к детям, когда взрослый выступает как советчик, когда мнение не навязывается, а аргументируется, когда уважаются доводы и желания ребенка, когда дети видят во взрослом человека, обладающего глубокими и разносторонними знаниями, когда в общении отсутствует фальш и надуманность, безусловно, обеспечит творческое развитие детей, и пришлет детям доброго чтения.