МААМ-картинки

Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.

Елена Борисовна Пантелеева
Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.

Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие годы прослеживался в педагогической науке и продолжает оставаться актуальной проблемой на сегодня. Трудолюбие рассматривается разных направлениях, как важное нравственное качество личности (Л. Т. Нечаева, в аспекте формирования трудовых умений (Р. С. Буре, как средство развития социально ценностной мотивации (Г. Н. Година, Л. И. Сайгушева) и другие.

Публикация «Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников,» размещена в разделах

Методики формирования трудолюбия в процессе деятельности прослеживается в работах А. В. Иващенко, Я. З. Неверович, А. А. М. Рима и др. В работах психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др. раскрыто значение деятельности в процессе формирования личности. Так, например, исследовались проблемы мотивации труда (Л. И. Божович, А. К. Маркова, С. Е. Матушкин, П. И. Чернецов и др.); значение познавательной активности и самостоятельности человека для успешной организации трудовой деятельности (Е. Р. Стаценко, Е. В. Хроленко и др.); роль эмоциональной поддержки в формировании трудолюбия (Л. С. Новикова, Ю. Польцин и др.)

Труду, как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом говорят многочисленные пословицы и поговорки: «Терпенье и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. д. Народный фольклор составляет золотой фонд средств, позволяющий развивать интерес детей к труду, отношение к труду как социально значимой деятельности.

Наступившее столетие, характеризующиеся новыми социально-экономическими и политическими ориентирами, вызвало острую необходимость пересмотра ценности труда и в свою очередь, воспитания трудолюбивой личности, которая будет стремиться к самоопределению и к самореализации в разных видах деятельности. Только такая личность сможет обеспечить себе успех в работе и в жизни вообще. Педагогическую работу по формированию трудолюбия важно начинать с дошкольного возраста.

Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детской образовательной организации. Её реализация способствует успешной подготовке детей к школе, адаптации к новому виду деятельности – учению, готовности к выполнению различных трудовых действий. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом к выполнению деятельности у них развиты такие качества личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и другие.

Анализ научно методической литературы показывает, что процесс воспитания трудолюбия включает в себя следующие компоненты:

• Познавательный сориентирован на понимание детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослых и о профессиях, представления о последовательности трудовых действий и другие

• Эмоционально мотивационный предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы, помощи и поддержки другим при выполнении разных видов труда.

• Поведенческий характеризует сформированность умения ребенка планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами выполнения работы, используя для этого необходимые детские инструменты, адекватно оценивать результаты труда (самооценка).

• Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, креативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

В современных условиях изменилось назначение труда, способов его организации. Это обязывает научных и практических работников переосмыслить условия, которые должны использоваться в аспекте формирования данного качества личности.

Как показывает анализ научной литературы последних лет формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста предполагает реализацию трех направлений работы (познавательного, мотивационно- потребностного, деятельностного) и соответствующих каждому из них педагогических условий.

Раскроем первое направление познавательный этап предполагает формирование у дошкольников знаний и представлений о трудолюбии как личности на примере ознакомления с трудовой деятельностью. Приоритетным условием на данном этапе работы явилось - наличие образца-ориентира взрослого как носителя трудолюбия, обладающего такими характеристиками, как действенность образца-ориентира, его личностный смысл и побудительная сила (О. В. Дыбина) На данном этапе рекомендуется проведение цикла занятий, бесед, дидактических игр, использование педагогических ситуаций, чтение художественной литературы, составление рассказов о профессиях взрослого и другие.

Целесообразно познакомить детей с художественными произведениями: С. Маршака «Мастер-ломастер», С. Баруздина «Кто построил этот дом?», В. Маяковского «Кем быть?», С. А. Васильева «Труд портного», Ш. Пер-ро «Золушка», Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», армянской сказки «Заказчик и мастер», сербской сказки «Почему у месяца нет платья?» и др., в которых раскрывается значение труда, показывается их отношение к выполняемой работе, результатадеятельности.

Таким образом, трудолюбие является одним из ключевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста, формирование котрого должно осуществляться систематично в единстве с личностным развитием детей в целом.

1. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей : Монография. М. : Педагогическое общество России, 2002. 160 с

2. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М. изд-во, 1983.

3. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - М. изд-во, 1990.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Воспитание трудолюбия дошкольников» Анкета для воспитателей 1. Ваши фамилия, имя, отчество (полностью). 2. Ваше образование (высшее или среднее). 3. Ваш возраст. 4. Ваш.

Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых Воспитание трудолюбия у дошкольников проблема важная и актуальная на сегодняшний день. Проанализировав ряд источников по данной теме, можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 18:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борисовна Пантелеева (УИ 222653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД