Маргарита Федорова
Ознакомление дошкольников с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Литература - огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые шаги ребенка сопровождаются потешками, прибаутками и поговорками, которые вводят ребенка в мир устного народного творчества. Затем короткие стихи, речевые игры, рассказы постепенно раскрывают чудесный мир русского языка. Душа ребенка с огромной радостью впитывает сказки, находя отклик в душе ребенка и формируя его эмоциональный мир, нравственные представления и определенные социально-коммуникативные качества. Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедической группе детского сада.
Публикация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, по- нимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недоста- точно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, пов- торять слова и словосочетания, создавать условия для активизации словаря.
Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ,о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки,на тему которой они собираются лепить или рисовать.
Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
Книга формирует будущего читателя, который пронесет мир образов через всю жизнь.