Алеся Каразан
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей происходит в несколько этапов, а именно:
- до 1го года - подготовительный этап;
- от 1го года до 3х лет - преддошкольный этап, или этап первоначального овладения языком;
- дошкольный этап от 3х до 7 лет, а также от 7 лет и далее в процессе школьного обучения - школьный этап.
Для моего исследования интерес представляет старший дошкольный возраст, или верхняя граница третьего этапа.
Развитие речи у детей опосредовано обучением, однако я не имеею в виду какое-либо специально организованное обучение. Напротив, овладение языком и речью на двух первых этапах жизни ребенка происходит во время деятельности и общения со взрослыми. То есть, ребенок учится говорить, используя речь в различных коммуникативных ситуациях, причем на каждом из возрастных этапов эти ситуации меняются. Так, для развития речи старших дошкольников характерны такие особенности, как активная речевая практика, а также обобщение различных языковых фактов. В целом речь ребенка в старшем дошкольном возрасте находится на довольно высоком уровне развития. Большинство детей в этом возрасте уже умеют в определенной степени регулировать темп своей речи и силу голоса, используют различную интонацию, например, с ее помощью выражают удивление, возмущение или радость, а также обладают значительным словарным запасом. При этом активный словарный запас у детей продолжает расти и пополняться за счет слов синонимичного и антонимичного значения, а также за счет усвоения многозначности слов. В этот период также завершается освоение ребенком грамматической системы родного языка.
Отмечу, что на данном этапе дети также учатся контролировать свою речь и исправлять свои ошибки и оговорки. Как указывает М. Р. Львов, старшие дошкольники овладевают не только способностью критически относиться к грамматическим ошибкам (как своим, так и в речи окружающих, но и так называемой контекстной речью, что свидетельствует об окончании усвоения грамматики родного языка. Данный процесс протекает, как правило, во время учебных занятий в детском саду, поскольку здесь детям приходится говорить на более отвлеченные темы, чем при ситуативном общении, например, во время игр, прогулок и т. п.
В связи со снижением ситуативности речи ребенка, указывает В. И. Ядешко, в детской речи уменьшается количество указательных частиц и наречий места, которые ранее выполняли функции слов - заместителей других частей речи. Также дети реже используют в процессе общения изобразительные жесты, но в их речи возрастает количество простых и сложносочиненных предложений, которые одновременно становятся все более распространенными. Что же касается сложноподчиненных предложений, то их количество в речи дошкольников увеличивается значительно медленнее, но структура становится уже довольно сложной. При этом дети начинают активно использовать в речи различные способы связи слов внутри предложения, а также между предложениями и отдельными частями всего высказывания, длительность которого также растет. Кроме того, как пишет Т. А. Ван Дейк, старшие дошкольники осваивают построение таких типов высказывания, как рассуждение, описание и повествование. Данный процесс, по мнению автора, наиболее ярко проявляется у детей на шестом году жизни.
Старшие дошкольники уже могут обойтись без помощи взрослого при передаче содержания небольших объемов текста (сказки, мультфильма или рассказа). Монологическая речь у них совершенствуется также за счет описания событий, свидетелями которых дети становятся, картинок и иллюстраций из книг при условии, однако, что на картинке изображены знакомые им предметы. При этом дети еще затрудняются в составлении самостоятельных рассказов по картинкам, упуская из виду б льшую часть мелких деталей и сосредотачиваясь на двух - трех центральных предметах.
Отмечу, что в старшем дошкольном возрасте дети крайне эмоционально относятся к окружающей среде; их внимание остается непроизвольным, однако способность произвольно удерживать внимание на том или другом объекте резко увеличивается. Данный момент связан с тем, что дети подражают взрослым и подражают им, в том числе копируя способы управления своими познавательными процессами, развитие которых, в свою очередь, способствуют улучшению речи, ее планировочной функции как «универсальным средством организации внимания».
Данная функция заключается в том, что, используя речь, ребенок может, учитывая характер предстоящей деятельности, идентифицировать ее элементы, важные для выполнения конкретной задачи.
Сложности, характерные для процесса развития речи у детей старшего дошкольного возраста, связаны с его фонетическим аспектом, а именно: некоторые дети не могут правильно произнести те или иные звуки родного языка, чаще всего сонорные и шипящие. Поэтому в программу дошкольного образования для данного возраста включена работа по ознакомлению со звуковой стороной слова. Кроме того, некоторые дети затрудняются с регуляцией темпа и громкости голоса в процессе высказывания, а также допускают ошибки на грамматическом и синтаксическом уровнях. Самыми типичными ошибками являются неправильное образование имен существительных родительного падежа множественного числа, согласование имен существительных с прилагательными, а также в словообразовании и в построении структуры сложных предложений.
Что же касается развития связной речи, то основными в данном случае являются затруднения в соединении частей высказывания путем параллельной или последовательной связи в единый текст, а также соблюдение структуры текста (начало, середина и конец).
Учитывая вышесказанное, мы считаем, что в старшем дошкольном возрасте речь ребенка должна находиться под постоянным вниманием взрослых, так как она является одним из важнейших факторов развития личности детей в целом, обеспечивая формирование таких важных компонентов личности, как интеллектуальных, эстетических и моральных чувств, воли, характера, а также взглядов и убеждений. Развитие всех этих, а также многих других качеств личности у старших дошкольников становится управляемым именно благодаря речи. Кроме того, необходимо уделять большое внимание коммуникативным качествам речевого общения у детей.