Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников»

Алеся Каразан
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи у детей происходит в несколько этапов, а именно:

- до 1го года - подготовительный этап;

- от 1го года до 3х лет - преддошкольный этап, или этап первоначального овладения языком;

- дошкольный этап от 3х до 7 лет, а также от 7 лет и далее в процессе школьного обучения - школьный этап.

Для моего исследования интерес представляет старший дошкольный возраст, или верхняя граница третьего этапа.

Развитие речи у детей опосредовано обучением, однако я не имеею в виду какое-либо специально организованное обучение. Напротив, овладение языком и речью на двух первых этапах жизни ребенка происходит во время деятельности и общения со взрослыми. То есть, ребенок учится говорить, используя речь в различных коммуникативных ситуациях, причем на каждом из возрастных этапов эти ситуации меняются. Так, для развития речи старших дошкольников характерны такие особенности, как активная речевая практика, а также обобщение различных языковых фактов. В целом речь ребенка в старшем дошкольном возрасте находится на довольно высоком уровне развития. Большинство детей в этом возрасте уже умеют в определенной степени регулировать темп своей речи и силу голоса, используют различную интонацию, например, с ее помощью выражают удивление, возмущение или радость, а также обладают значительным словарным запасом. При этом активный словарный запас у детей продолжает расти и пополняться за счет слов синонимичного и антонимичного значения, а также за счет усвоения многозначности слов. В этот период также завершается освоение ребенком грамматической системы родного языка.

Отмечу, что на данном этапе дети также учатся контролировать свою речь и исправлять свои ошибки и оговорки. Как указывает М. Р. Львов, старшие дошкольники овладевают не только способностью критически относиться к грамматическим ошибкам (как своим, так и в речи окружающих, но и так называемой контекстной речью, что свидетельствует об окончании усвоения грамматики родного языка. Данный процесс протекает, как правило, во время учебных занятий в детском саду, поскольку здесь детям приходится говорить на более отвлеченные темы, чем при ситуативном общении, например, во время игр, прогулок и т. п.

В связи со снижением ситуативности речи ребенка, указывает В. И. Ядешко, в детской речи уменьшается количество указательных частиц и наречий места, которые ранее выполняли функции слов - заместителей других частей речи. Также дети реже используют в процессе общения изобразительные жесты, но в их речи возрастает количество простых и сложносочиненных предложений, которые одновременно становятся все более распространенными. Что же касается сложноподчиненных предложений, то их количество в речи дошкольников увеличивается значительно медленнее, но структура становится уже довольно сложной. При этом дети начинают активно использовать в речи различные способы связи слов внутри предложения, а также между предложениями и отдельными частями всего высказывания, длительность которого также растет. Кроме того, как пишет Т. А. Ван Дейк, старшие дошкольники осваивают построение таких типов высказывания, как рассуждение, описание и повествование. Данный процесс, по мнению автора, наиболее ярко проявляется у детей на шестом году жизни.

Старшие дошкольники уже могут обойтись без помощи взрослого при передаче содержания небольших объемов текста (сказки, мультфильма или рассказа). Монологическая речь у них совершенствуется также за счет описания событий, свидетелями которых дети становятся, картинок и иллюстраций из книг при условии, однако, что на картинке изображены знакомые им предметы. При этом дети еще затрудняются в составлении самостоятельных рассказов по картинкам, упуская из виду б льшую часть мелких деталей и сосредотачиваясь на двух - трех центральных предметах.

Отмечу, что в старшем дошкольном возрасте дети крайне эмоционально относятся к окружающей среде; их внимание остается непроизвольным, однако способность произвольно удерживать внимание на том или другом объекте резко увеличивается. Данный момент связан с тем, что дети подражают взрослым и подражают им, в том числе копируя способы управления своими познавательными процессами, развитие которых, в свою очередь, способствуют улучшению речи, ее планировочной функции как «универсальным средством организации внимания».

Данная функция заключается в том, что, используя речь, ребенок может, учитывая характер предстоящей деятельности, идентифицировать ее элементы, важные для выполнения конкретной задачи.

Сложности, характерные для процесса развития речи у детей старшего дошкольного возраста, связаны с его фонетическим аспектом, а именно: некоторые дети не могут правильно произнести те или иные звуки родного языка, чаще всего сонорные и шипящие. Поэтому в программу дошкольного образования для данного возраста включена работа по ознакомлению со звуковой стороной слова. Кроме того, некоторые дети затрудняются с регуляцией темпа и громкости голоса в процессе высказывания, а также допускают ошибки на грамматическом и синтаксическом уровнях. Самыми типичными ошибками являются неправильное образование имен существительных родительного падежа множественного числа, согласование имен существительных с прилагательными, а также в словообразовании и в построении структуры сложных предложений.

Что же касается развития связной речи, то основными в данном случае являются затруднения в соединении частей высказывания путем параллельной или последовательной связи в единый текст, а также соблюдение структуры текста (начало, середина и конец).

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что в старшем дошкольном возрасте речь ребенка должна находиться под постоянным вниманием взрослых, так как она является одним из важнейших факторов развития личности детей в целом, обеспечивая формирование таких важных компонентов личности, как интеллектуальных, эстетических и моральных чувств, воли, характера, а также взглядов и убеждений. Развитие всех этих, а также многих других качеств личности у старших дошкольников становится управляемым именно благодаря речи. Кроме того, необходимо уделять большое внимание коммуникативным качествам речевого общения у детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 09:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Каразан (УИ 3272995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД