Надежда Москаева
«Социализация личности дошкольника в процессе ознакомления с художественной литературой». Консультация для воспитателей
Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве.
Сегодня всем ясно: развитие цивилизации изменило и изменяет картину мира. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Приобщение к художественному слову, к книге, которую никогда не заменяет ни телевидение, ни компьютерные игры, ни интернет, должно быть центром эстетического воспитания дошкольника.
Публикация «„Социализация личности дошкольника в процессе ознакомления с художественной литературой“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Общепризнанно, дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. С поиском новых моделей воспитания, формирования личности ребёнка, я считаю необходимо приобщать детей к сокровищнице мировой художественной литературы.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Книга - вводит ребёнка в мир радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Поставленные задачи:
- формировать эмоционально-образное восприятие детьми произведений разных жанров;
- учить ребенка осмысливать поступки персонажей, их мысли, чувства;
- заложить основу литературного развития детей, становление их как будущих читателей;
- совершенствовать опыт просветительской работы с семьей ребенка;
- воспитывать интерес и любовь к книге.
Формы и средства:
- создание в группе условий для реализации поставленных задач;
- проектная деятельность;
- создание картотеки художественных произведений детских писателей;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- работа с родителями;
- работа с микросоциумом;
- диагностика, мониторинг.
Существенную роль в формировании личности ребенка через художественную литературу играет Уголок книги. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволнованным эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой, а если книга еще и иллюстрирована, то это и первый художественный музей. Где впервые знакомится с творчеством замечательных художников.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Эти закладывается основа для формирования любви к родному языку. После прочтения произведений детям даем задание на придумывание разных вариантов концовок (к сказке «Дудочник и автомобили», «Волшебный барабан», «Большая морковка», дети сочинили очень интересные и смешные концовки. Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим. Знакомим детей с произведениями мордовских писателей, поэтов, тем самым приобщаем детей к культуре нашего народа.
В детском саду организовываем выставки произведений детских писателей.
Свободное от организованной деятельности время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности. Инсценировки любимых детьми книг, игр-драматизаций, творческих ролевых игр, литературные развлечения, викторины, утренники, развлечения…
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это стихи, проза и песенки. Детям очень нравится быть артистами.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Формы работы с родителями:
1. Беседа.
2. Проводим консультации на следующие темы :
«О роли родителей в развитие речи ребенка».
«Играйте вместе с детьми».
«Как устроить домашний театр для детей».
«Роль художественной литературы в развитии речи детей» и другие.
3. Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.
4. Родительские собрания.
5. Анкетирование родителей.
Наш детский сад поддерживает тесные связи с детской городской библиотекой им. Некрасова. Сотрудники библиотеки проводят для дошкольников тематические познавательные беседы, литературные праздники, посвященные творчеству А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. Детей познакомили с литературой библиотеки, и дети с удовольствием приходят с родителями и берут книги, журналы для чтения.
Я ставлю перспективы на будущее:
-продолжить работу с родителями;
- включить в совместный план работы с родителями посещение библиотеки им. Некрасова;
- организовать «семейное чтение» с целью ознакомления родителей с творчеством и произведениями писателей для детей дошкольного возраста.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.