Кадышева Светлана Владимировна
Конспект урока русского языка в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока № 29
Ф. И. О. учителя: Кадышева Светлана Владимировна
Класс : 5 класс
Дата: 8 октября 2020г.
Предмет: русский язык
Тема урока : Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Место и роль урока в изучаемой теме : № 2 в разделе «Морфология. Состав слова», №14 по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».
Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель урока : Формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации знаний по правописанию проверяемых безударных гласных в корне слова.
Задачи урока :
Образовательная: формировать у обучающихся умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные, выбирать из ряда однокоренных слов проверочные; ознакомить с правописанием словарного слова, расширять словарь.
Коррекционно-развивающая: корригировать речь через новые слова, мышление через опорные вопросы, память через игру, внимание через картинки.
Воспитательная: воспитывать интерес к учёбе и предмету, самостоятельность, поддерживать и сохранять своё здоровье.
Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений.
Планируемые результаты урока
Предметные:
-продолжать формировать умение выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные;
-расширять словарный запас обучающихся.
Личностные:
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование положительного отношения к процессу познания.
Формируемые БУД:
Личностные: Самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: Вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы; умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации.
Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; рефлексия способов и условий действия.
Характеристика этапов урока
Дидактическая структура урока Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент. 1.1Психологический настрой. Личностные БУД:
- формирование положительного отношения к процессу познания.
Регулятивные БУД:
- нацеливание на успешную деятельность;
- организация своего рабочего места. - Добрый день и добрый час,
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
- Ребята, внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте готовность к уроку. Обучающиеся проверяют свою готовность, настрой на работу.
1.2. Минутка чистописания Личностные БУД:
-формирование аккуратности при выполнении работы;
-установка на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Регулятивные БУД:
-отрабатывать навыки письма,
-развивать монологическую речь.
Познавательные БУД:
-формирование умения работать по инструкции учителя. Учитель организует работу в тетради.
Пальчиковая гимнастика.
«Молоточки били-били, в стенку гвоздики забили».
Запись числа. Классной работы в тетрадях.
(На доске)
- Прочитайте скороговорку: «На горе горка, под горой норка».
-Запишите ее и подчеркните парные согласные.
- Назовите, какие согласные вы подчеркнули? Проговаривают и записывают скороговорку.
Г- к
1.3. Словарная работа Личностные БУД:
-прививать интерес к значению слова
Коммуникативные БУД:
- формирование умения слушать и слышать учителя;
- сотрудничать с учителем в решении проблемной ситуации.
Познавательные БУД:
-формирование представления об окружающем мире. Учитель организует работу с презентацией.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а с каким вы должны догадаться сами.
Загадка.
Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
За нами вдаль плывет.
- Как вы думаете, что это такое?
- Запишите это слово?
- На какую гласную букву падает ударение? Поставьте его.
- А где в этом слове мы можем сделать ошибку?
А) Рассмотреть значение слова «облако» (кучевые, слоистые, перестые)
Б) Выяснить этимологию слова. (Облако, облак, оболоко, оболок).
- Какое слово осталось в современном русском языке?
В)Морфологический разбор. (сущ., ср. р, ед. ч; мн. ч - облака)
Г) Морфемный разбор.
- Наша задача запомнить, что в корне мы пишем безударную букву А.
Работа с картинкой «Облако плачет»
-Прочитайте стихотворение хором.
Облако пушистое
Закрыло небосвод.
Солнышко лучистое
В очереди ждёт.
- Запишите первые две строчки, выделите орфограммы в слове «облако»
- С каким словарным словом мы сегодня познакомились? Работа с презентацией.
Записывают словарное слово, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы, хором проговаривают букву «А», читают и записывают стихотворение
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.
Личностные БУД: положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Коммуникативные БУД:
- формирование умения слушать и слышать учителя
Познавательные БУД:
- построение логической цепи рассуждений (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи;
- развитие мышления.
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Учитель организует беседу на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.
- Назовите гласные звуки?
-Ребята, как называют гласные, на которые падает ударение?
- Как называют гласные, на которые не падает ударение?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Найдите в скороговорке однокоренные слова, выпишите их, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Учитель для проверки задания вызывает к доске обучающегося. Воспринимают задание, анализируют, отвечают на вопросы, выполняют, предъявляют результат.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Личностные БУД :
- участие в творческом процессе.
Коммуникативные БУД:
- формирование умения слушать и слышать учителя;
- сотрудничать с учителем в решении проблемной ситуации.
Регулятивные БУД:
- в сотрудничестве с учителем уметь ставить цель, планировать свою деятельность. Учитель подводит обучающихся к формулировке темы урока.
- Мы повторили понятия «проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова».
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня?
- Какая тема нашего урока?
- А помогут нам в достижении этих целей внимание, наблюдательность, мышление и работоспособность. Участвуют в диалоге.
4. Физминутка для глаз. Личностные БУД:
- установка на здоровый образ жизни.
Учитель показывает упражнения с речевым сопровождением.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг. Выполняют упражнения с речевым сопровождением.
5. Обобщение и систематизация знаний
5.1 Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
5.2 Воспроизведение на новом уровне (самостоятельная работа).
Личностные БУД:
- сохранять интерес к изучаемому предмету.
Регулятивные БУД
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные БУД:
-умение слушать и слышать учителя.
-. Познавательные БУД:
- применение правила проверки безударных гласных в корне слова.
Личностные БУД:
- сохранять интерес к изучаемому предмету
-проявление самостоятельности.
Коммуникативные БУД:
– формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные БУД:
- умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тетради.
Учитель организует работу с учебником.
Стр. 78 упр 109.
- Ребята, давайте вспомним, какие слова мы называем «однокоренными»?
- Прочитайте ряды однокоренных слов. Выделите корень.
- Найдите в каждом ряду слово-корень. Назовите ударную гласную в корне слова.
- Запишите ряды однокоренных слов, вставьте безударные гласные в корне слова.
Учитель организует работу у доски с совместной проверкой.
- Объясните правописание безударной гласной в корне слова.
Учитель организует самостоятельную работу по карточкам.
- Какие буквы спрятались в окошках домика?
Докажите правильность своего ответа. Подберите однокоренные слова, выделите корень.
Ст__на
Д___ска
Сн__жок
См___треть
Гр___за
Зв___зда
Учитель проводит индивидуальную работу, при необходимости оказывает помощь.
- Спишите, вставляя буквы, опираясь на слова в скобках.
Ст__на (стены)
Д___ска (доски)
Сн__жок (снежки)
См___треть (смотр)
Гр___за (грозы)
Зв___зда (звёзды)
Обучающиеся находят упражнение в учебнике. Один ученик работает у доски, пошагово объясняя свои действия. Остальные дети работают в тетради.
Работают с раздаточным материалом (карточки с разноуровневыми заданиями)
6. Физкультминутка под музыку Личностные БУД:
- установка на здоровый образ жизни. Учитель показывает упражнения с речевым сопровождением.
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.) Выполняют упражнения с речевым сопровождением.
7. Применение знаний и умений в новой ситуации
Личностные БУД:
-участие в творческом процессе.
Регулятивные БУД:
-исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные БУД:
-формулируют собственные мысли,
-высказывают и обосновывают свою точку зрения. Учитель организует работу с презентацией.
- Посмотрите на слайд.
- Опишите картинку. Кто на ней изображён?
- Посмотрите на следующий слайд.
- Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
- Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите проверочные слова.
В л. су (.) живёт рыжая л. са (.). Лисий дом - н. ра (.). У н. ры (.) играют весёлые л. сята (.). Л. сица (.) учит их лисьим повадкам.
- Какая орфограмма встречается в словах?
- Как можно проверить безударную гласную в корне слова? Работа с презентацией.
Составляют небольшой рассказ по картинке.
Предлагают варианты.
Читают текст, объясняя орфограммы, и записывают его в тетрадь.
8. Домашнее задание
Личностные БУД:
-приобретают мотивацию процесса обучения;
- стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные БУД:
-устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и собственными силами. Учитель объясняет домашнее задание.
-Ребята, откройте учебник на странице №79, найдите упражнение № 111.
Спишите стихотворение. Найдите три однокоренных слова и подчеркните безударную гласную в корне слова. Подберите проверочное слов. Выучите стихотворение наизусть Записывают в дневник домашнее задания.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Личностные БУД:
- положительное отношение к уроку.
- адекватная реакция на комментарии учителя.
Регулятивные БУД:
- удерживание цели на протяжении урока;
- контроль и оценка своих действий.
- Назовите тему сегодняшнего урока?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Какие цели ставили перед собой?
Комментированное выставление оценок.
- Спасибо за работу, урок окончен.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Оценивают достижения свои и одноклассников.
Дополнительная информация
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС Формирование положительной мотивации к учению, умению учиться, получать знания и использовать знания в процессе жизнедеятельности. Обеспечение эффективности изучения предметной области, формирование готовности школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Ресурсы, оборудование и материалы Оборудование: компьютер, проектор, экран. Презентация, карточки с разноуровневыми заданиями.
Список учебной и дополнительной литературы Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, «Русский язык» 5 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М. : Просвещение, 2020г.
Формы организации работы Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Развивающее обучение. Личностно-ориентированные технологии. Технология сотрудничества. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.