Земцева Наталья Михайловна
Конспект урока русского языка в 5 классе «Буквы о-а в корне лаг-лож»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Васильевская основная общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Буквы о-а в корне лаг-лож»
Земцева Н. М. ,
учитель русского языка
и литературы
2020 год
Тема: Буквы о-а в корне лаг-лож.
Планируемые результаты.
Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе „Буквы о-а в корне лаг-лож“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Предметные: знать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в корнях лаг-лож; владеть способом выбора а-о в корнях лаг-лож; обобщить и закрепить знания по морфемике, лексике, формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне лаг-лож; научить обучающихся владеть способом выбора гласных а-о при правописании корня лаг-лож.
Метапредметные: умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия); формирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия); смысловое чтение, осуществление операций анализа, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Личностные: поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные УУД)
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Оргмомент.
-Доброе утро! Я рада видеть вас снова!
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
-Посмотрели друг на друга, улыбнулись, проверили, все ли готово к уроку.
2. Актуализация знаний.
-Вспомните, какая буква пишется в приставках на з-с перед звонкими согласными, а какая перед глухими согласными? (Перед звонкими согласными пишется-з, перед глухими-с).
-Какой приставки в русском языке не бывает? (Приставки з)
- Назовите слова, которые подтверждают, что з никогда не бывает приставкой? (Здесь, здание, здоровье, в них з входит в корень)
-Какая фраза помогает нам запомнить, что приставки з в русском языке нет? ( Пусть никто никогда не забудет: з приставкой не была и не будет).
-Как проверить безударную гласную в корне слова? (Нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).
3. Мотивация (создание проблемной ситуации).
1. Открыли тетради. Записали число и классная работа.
2. Работа у доски. Отступили одну строчку от классной работы. Записали слова (в скобках пишем проверочное слово)
Освещать (свет,ухватиться (ухват,приближаться (ближе,слетаться (слет, посвятить (свято,задрожать (дрожь,списать (спишет,расположить, предлагать.
2. Все ли слова мы могли проверить? (Нет, к двум последним нельзя подобрать проверочное слово)
-Давайте разберем их по составу. В какой части слова находится гласная, которую нельзя проверить? (В корне).
-Назовите корни, в которых находится непроверяемая гласная (лаг-лож).
-Какие гласные находятся в этих корнях? (о-а).
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Соберем ее из карточек, помещенных на доске. (Буквы о-а в корне лаг-лож).
-Молодцы! Запишем тему урока в свои тетради.
4. Целеполагание.
-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? Выстроите их в логической последовательности с помощью карточек, помещенных на доске. (Выяснить, когда в корнях лаг-лож пишется буква о, а когда а; тренироваться в написании слов с этой орфограммой.)
5. Объяснение нового материала.
Обратите внимание на группы слов.
1 группа. Расположиться, обложить, расположить.
2 группа. Предлагать,прилагательное,излагать,облагать.
-Выделите в них корень и попробуйте определить, почему в одних случаях пишется в корне буква о, а в других - а? (Если после корня есть суффикс а, то пишется в корне буква а, если за корнем нет суффикса а, то пишется буква о).
- Откроем учебники и прочитаем правило на стр. 33.
-Правильно ли мы сформулировали правило? (Да)
-Молодцы!
- Но нет правил без исключений. В нашем правиле тоже есть исключение. Это слово полог. (Полог-занавеска над кроватью или колыбелью ребенка)
6. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант. Один человек работает у доски. Выделение орфограммы.
Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых, предлагать маршрут разложить вещи, расположение комнат, прилагается счет, сложить вещи.
-Оцените работу с помощью сигналиков: не испытывали трудностей-зеленый; испытывали незначительные трудности-желтый; было очень трудно-красный.
2. Физминутка.
-Я вам называю слова, а вы, если услышите в корне букву а- хлопаете в ладоши, а если услышите букву о- стоите спокойно.
Излагать, изложить, прилагательное, изложение, слагаемое, расположиться, располагать.
-Молодцы!
3. Распределительный диктант. Распределить слова в два столбика. В первый-а, второй-о.
Предлагать, расположиться, излагать, изложение, слагаемое, положение, предложить, возлагать, приложить, сложение, переложить, излагал, положение, предполагать, расположение.
4. Взаимопроверка по эталону.
С буквой а. Предлагать, излагать, слагаемое, возлагать, излагал, предполагать.
С буквой о. Расположиться, изложение, положение, предложить, приложить, сложение,переложить,положение,расположение.
-Обменяйтесь тетрадями и оцените свою работу.
«5»-нет ошибок;
«4»-1-2 ошибки;
«3»-3-4 ошибки.
-Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3»,
5. Самостоятельная работа. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем лаг/лож. Обозначьте орфограмму.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем___басни.
2) Индеец,___руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке. 3) Старый идеец упал на колени перед доктором и сказал:
-Вы спасли жизнь моей внучке. Что может___ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни. 4) Среди зелени травы сверкали водоемы,___по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух. 5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно___скал.
(А. Р. Беляев «Человек-амфибия»)
Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
6. От данных глаголов образуйте существительные и запишите их. Излагать-изложение, предлагать-предложение,предполагать-предположение,располагать-расположение,слагать-сложение,прилагать-приложение.
-Проверка по эталону.
-Оцените работу с помощью сигналиков.
8. Рефлексия.
- С какой темой познакомились на уроке. Какие цели ставили? Удалось ли достигнуть поставленных целей? Оцените свою работу по рефлексионному экрану.
9. Выставление оценок.
10 Задание на дом.
Стр. 33 правило.
Высокий уровень: сочинить лингвистическую сказку о правописании корней лаг-лож.
Средний уровень: упр. 447
Низкий уровень: упр. 449
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу. До новой встречи.