Валентина Кириленко
Урок русского языка в 3 классе «Способы проверки безударных гласных в корне слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Способы проверки безударных гласных в корне слова
Цель: создание условий для формирования навыка нахождения и проверки безударных гласных в корне слова
Публикация «Урок русского языка в 3 классе „Способы проверки безударных гласных в корне слова“» размещена в разделах
- Безударные гласные. Конспекты уроков
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: формировать умение находить и проверять безударные гласные в корне слова разными способами (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); развивать способности концентрировать или распределять внимание; вырабатывать наблюдательность; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах.
Учебно-методическое обеспечение: учебник (ч. 1, карточки с заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы, поделка «Снегири на ветке», цветные карточки, цветные конверты с разноуровневыми заданиями, сигнальные карточки жёлтого и красного цвета, письмо от Деда Мороза с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный этап
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным).
Всё пиши не отставая,
Слушай (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать-
Надо. (руку поднимать).
2. Этап проверки домашнего задания.
-Какие пропущенные буквы вставили в словах? (зверёк, поёшь, лису)
-Что объединяет эти слова (одинаковая орфограмма - безударная гласная в корне слова)
3. Этап актуализации знаний и умений учащихся
а)Чистописание
ауоэеыиёя аоеия
-Какие буквы мы сегодня пропишем на минутке чистописания? (гласные)
-Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
-Что объединяет буквы, которые обведены овалом? (только эти гласные всегда безударные в корнях слов)
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
б)Орфографическая разминка
-Сейчас проверим, как умеете находить разные орфограммы в тексте.
-Прочитайте стихотворение, найдите ошибки в словах.
У меня есть дружок- варабей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится бальшых галубей
Вообще никого не боится.
-Как понимаете значение слова бесстрашная?
- Исправляем ошибки и называем, какие встретились орфограммы? (жи, безударная гласная в корне слова непроверяяемая ударением и проверяемая)
4. Этап знакомства с новой темой
а)Объявление темы. Постановка цели урока
- Ребята, сегодня продолжаем работать над словами с безударной гласной в корне слова.
Тема урока : Способы проверки безударных гласных в корне слова.
-Давайте сформулируем задачи урока :
-Что мы сегодня УЗНАЕМ на уроке? (Какие есть способы для проверки безударных гласных в корне слова)
-Чему мы сегодня БУДЕМ УЧИТЬСЯ на уроке (Правильно подбирать проверочные слова, используя любые способы)
б)Введение в новую тему
-Ребята,прихожу сегодня в школу, захожу в кабинет и вижу… а у нас гости- вот эти красавчики снегири, сидят себе тихонечко, греются и держат в клювике письмо. Я поняла, что письмо предназначено нам. Читаю: «От кого - от Деда Мороза». Кому: «Учащимся 3 «Б» класса для урока русского языка».
Я его отложила в стол, а сейчас настало время прочитать всем вместе.
Дорогие ребята.
Много я где бываю, в разных местах проезжаю,на разные мероприятия попадаю. Вот сегодня очень хотел добраться до вас на урок русского языка и посмотреть, как вы владеете грамотой к этому времени и стоит ли вам передавать подарки к Новому году. Но у меня появились неотложные дела, поэтому я оправляю к вам на урок своих помощников снегирей с заданиями. Вы как справитесь с ними, отправьте по почте, а я уж буду решать –преподносить вам сюрприз к новогодним праздникам или нет. До встречи!
Задание Деда Мороза 1.
Отгадайте загадку и пришлите мне отгадку. А в конверте есть отгадка, но с пропущенной орфограммой.
После осени пришла
И сугробы намела. (З. ма)
-Как правильно написать слово «зима»?
-Что будем делать (Подбирать проверочное слово)
-Подбираем проверочные слова. (зимний, зимушка, зимы)
1)З. ма- зимушка, зимний
Это 1-ый способ- подбор однокоренных слов
-Подумайте, какое проверочное слово ещё можно подобрать?
2)З. ма- зимы
Это 2-ой способ- изменили форму слова(«один- много» или «много- один»)
(Вывешивается на доске схема-опора «Способы проверки безударных гласных в корне слова»)
-Составьте красивое предложение о зиме. Запишите в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
-Одно задание от Деда Мороза выполнили. Молодцы
Дидактическая игра «Правильно-неправильно»
- Ребята, давайте поиграем. Я показываю вам слова, а вы сигналом отвечаете. Желтый –правильно, красный- неправильно.
Слова : нара, симья, весна, варона.
-Назовите лишнее слово. Почему (Ворона-словарное)
Физкультминутка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег и снежинки люблю,
Но где же снежинки?
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
Как видно, ладошки мои горячи.
5. Этап закрепления знаний и способов деятельности
а)Работа по учебнику
Упр. 209
- Ребята, отправляемся в зоопарк. Несмотря на зимний период у некоторых животных появились детёныши. Назовите их. Запишите в тетрадочке и подчеркните безударные гласные в корне.
Упр. 208
-Подобрать к словам с пропущенными буквами проверочные слова, записать по образцу.
-Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударную гласную в корне (подбирали однокоренные слова)
Задание Деда Мороза 2.
б)Работа в паре
Задание на карточке «Соедини слово с нужной буквой»
ч. сло - е
р. ка - о
др. зды - и
п. тно - а
тр. ва - я
-Какой способ использовали для проверки безударных гласных в словах? (Изменили форму слова, один предмет- много или наоборот)
Задание Деда Мороза 3.
в)Работа в группе. Выполнение разноуровневого задания по карточке.
1группа- зелёные. Вставить пропущенные буквы на выученную орфограмму.
2группа- жёлтые. Отыскать слова и подчеркнуть в них буквы на выученную орфограмму.
3группа- красные. Отыскать слова, подчеркнуть в них буквы на выученную орфограмму, записать проверочные слова.
1группа
НАСТУПИЛА З. МА.
Р. ка покрылась льдом. Сн. жок укрыл землю и д. ревья. Парки, скверы и д. ма ст. ят в кр. сивом уборе.
2 группа
НАСТУПИЛА ЗИМА.
Река покрылась льдом. Снежок укрыл землю и деревья пушистым одеялом. Дома, парки, скверы стоят в красивом уборе.
3группа
НАСТУПИЛА ЗИМА.
Река покрылась льдом. Снежок укрыл землю и деревья пушистым одеялом. Дома, парки, скверы стоят в красивом уборе.
6. Этап контроля и самоконтроля.
Задание Деда Мороза 4
-Вы сегодня много трудились, пора посмотреть каких успехов вы достигли. Для этого выполните самостоятельно задание и оцените себя.
Бр. вно, д. жди, гл. за, з. ма, дв. ры, л. са, з. рно, н. ожи, кр. ты, с. ло, м. сты, в. да, р. ды, г. ра, в. дро, д. ма, гн. здо, зм. я.
1ошибка-8 баллов
2ошибки-7баллов
3ошибки- 6баллов
4ошибки- 5баллов
5ошибок- 4балла
6ошибок- 3балла
7ошибок- 2балла
8ошибок- 1балл
7. Этап информации о домашнем задании
- Чтобы на следующем уроке вы смогли добиться лучших результатов, надо ещё поработать. Для этого дома вы выполните упр. 213, с. 130
8. Этап обобщения итогов урока
-_Ребята, все работы соберём, отправим Деду Морозу в его резиденцию и будем ждать ответа, возможно и сюрприз.
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Учились проверять безударную гласную в корне слова.)
9. Рефлексия.
- Я вам предлагаю ответить на вопросы по теме урока
– Что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Спасибо за работу на уроке. Применяйте свои знания на практике. Пишите грамотно и красиво и не забывайте использовать такой девиз:
Если буква гласная
Вызвала сомнение.
Ты её немедленно
ставь под ударение!