Получи документы

Урок русского языка в 5 классе «Письмо. Виды писем»

Лариса Шайхлисламова
Урок русского языка в 5 классе «Письмо. Виды писем»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Письмо. Виды писем

Цель урока :

- расширять знания учащихся о письмах, об истории письма,

- познакомить с видами писем;

- учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта;

- расширять словарный запас и кругозор обучающихся.

- развивать творческие способности учащихся

- воспитывать интерес к предмету.

Публикация «Урок русского языка в 5 классе „Письмо, Виды писем“» размещена в разделах

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Тип урока : развитие речи

Оборудование: тетради, интерактивная доска, презентация, русско-татарский словарь, словарь С. И. Ожегова.

Эпиграф к уроку : Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

(Н. Кузовлева)

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

2. Беседа по вопросам.

-Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма?

- А кто вам пишет? О чем рассказывают письма?

-А вы сами пишете письма?

-Знаете ли вы, как правильно заполнить конверт?

- Ребята, а зачем пишут письма?

- Почему в наше время письмам нет цены?

-На все эти вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемного вопроса и сообщение темы урока.

- Попробуйте определить тему урока. (СЛАЙД 1)

Письмо. Виды писем.

- Записываем тему в тетрадь, а на слайде прочитаем, чему мы сегодня научимся. (СЛАЙД 2)

• Познакомимся с разными видами писем;

• узнаем о правилах написания писем;

• научимся заполнять конверт;

• выберем тему для участия в конкурсе, будем учиться писать письма личного характера.

- Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Н. Кузовлевой, литератора, переводчицы. (Слайд 3)

- Как вы понимаете эти слова?

- Затрудняетесь?

- Вернемся к эпиграфу в конце урока.

4. Лексическая работа

- Что такое письмо? (Ответы учащихся)

- Где мы можем узнать точное лексическое значение слова «письмо»? (СЛАЙД 4)

Письмо- написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. (С. И. Ожегов).

Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. (С. И. Ожегов).

Письмо- хат,мктп, написать письмо- хат язу. (русско-татарский словарь).

Письмо- это общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

Письма - бесценные свидетельства времени, исторические документы. Их нужно собирать и бережно хранить.

Письма к родным и близким- выражение нашего внимания, забота любви.

Письмо- это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

5. История письма.

- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.

- С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Первыми письмам на Руси были берестяные грамоты. (СЛАЙД 5) Постепенно, с изобретением бумаги, письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли. (СЛАЙДЫ 6,7).

6. Словарный диктант.

Отгадать и записать слова.

Тот, кому адресовано послание (адресат); тот, кто пишет это послание (адресант); сообщение, поздравление, послание, просьба, написанные на бумаге, предназначены для отправки на расстояние (письмо); бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт); пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адрес); цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс); человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон). (Слайд 8)

7. Знакомство с видами писем. Составление схемы - таблицы. (Слайд 9)

- Ребята, пришло время познакомиться со всеми видами писем, узнать их роль. ( По ходу работы составляем в тетради опорную схему-таблицу и подробно разбираем примеры и упражнения в учебнике :

1) Деловые письма :

-Ребята, как вы думаете, кто пишет деловые письма и с какой целью?

(ответы учеников)

-Очень часто ваши родители, руководители предприятий и учреждений по почте получают такие деловые письма, в которых содержится важная информация, указания вышестоящих руководителей, распоряжения, предписания. На бланке такого письма обязательно должны быть штамп организации, подпись должностного лица и оттиск печати (заполнение первой части таблицы).

2) Дружеские письма (близким, друзьям, родственникам) :

-Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем! Образцы таких писем есть в упражнениях 214, 215.

Одно из них – письмо Николая Островского к своей матери (ученик читает выразительно).

- К какому стилю относится этот текст? (разговорному)

- Найдите в письме обращения (милая мама, моя родная, моя славная труженица)

-Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей! (заполнение второй части таблицы).

Остановимся подробнее на этом виде писем и обратим внимание на детали оформления писем :

Обращение --- содержание письма --- вопросы к тому, кому пишем --- просьба писать письма --- концовка (передача привета, прощание) --- подпись.

3) Поздравительные письма.

-Для чего люди пишут поздравительные письма? (ответы учеников)

Верно, чтобы поздравить со знаменательным событием – днём рождения, свадьбой, праздниками. И для этого чаще всего используются поздравительные открытки. (Зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда мороза)

4) Письма в газету.

-В этих письмах ребята рассказывают о своих делах, увлечениях, проблемах, просят совета или помощи. Послушайте одно из таких писем (подготовленный ученик зачитывает письмо из газеты)

Дорогая редакция!

Я живу в деревне Ивановка. У меня очень много друзей. Однажды летом мы отправились купаться на пруд. Соседские мальчишки начали спорить, кто из них лучше плавает. Но, к сожалению, спор мирно разрешить не удалось – Вася с Мишей подрались. Когда мы приближались к дому, у Мишки синел фингал под глазом. Его мама стала выяснять, что случилось? Мальчишки стали придумывать разные небылицы, наговаривая друг на друга. А Мишке в это время стало совсем плохо – закружилась голова. Мама Миши ещё настойчивей требовала рассказать всю правду, и я не выдержал – я же знал, как было на самом деле! Я рассказал правду! А мальчишки сказали, что я – предатель, и они со мной больше не будут дружить. Как мне поступить? Посоветуйте, пожалуйста!

Ваня Иванов

деревня Ивановка

- Ребята, какой совет вы могли бы дать Ване из деревни Ивановка? (быть честным правдолюбивым, справедливым при любых жизненных обстоятельствах, так как быть таким человеком и другом – это не позор, а гордость для родителей и окружающих людей. (Так же рассказываю о личном опыте написания письма в газету).

5) Письма – источник знаний о прошлом.

-Ребята, из уроков истории вам должны быть известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Предлагаю послушать отрывок из книги В. Разумневич «Письма без марок» (читает подготовленный ученик).

«…Дорогая бабушка!

Сегодня мы с папой читали дедушкины письма. Они старенькие-престаренькие, без конвертов и марок – сложены треугольником.

Дедушка в письмах называл папу Вовой. Это потому, что папа тогда был маленьким, его даже на войну не пустили.

Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка, откуда он присылал свои письма.

Мы найдём могилу дедушки и положим на неё цветы.

Я теперь всю зиму буду ждать лета.

Целую тебя. До скорой встречи.

Твоя внучка Наташа

Летом Наташа вместе со своим папой поехала в Подмосковье, туда, где во время Великой Отечественной войны в боях сражался её дедушка. Там папа достал один из треугольничков и прочитал: «…нахожусь в настоящее время недалеко от Москвы, там, где наши предки громили Наполеона, а теперь мы бьём Гитлера. Наши бойцы своей грудью прикрывают любимую столицу, стоят твёрдо и непреступно, надёжнее любой крепости. Гитлеровцы здесь не пройдут. Мы разобьём озверелого врага…»

-Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 66 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

6) Письма, которые стали книгой (литературный жанр).

- Ребята, иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомним, например, рассказ А. П. Чехова «Ванька» (подготовленный ученик зачитывает отрывок из рассказа). Есть такие произведения и в нашей современной литературе. Книга А. Алексина так и называется «Коля пишет Оле. Оля пишет Коле» (демонстрирую библиотечное издание). Письма многих писателей, художников, учёных, собранные в специальных книгах, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чём думали, что их волновало.

8. Определение частей письма.

Письмо состоит из :

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.

2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

5. Подпись. Дата.

- Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до своего адресата? Действительно, необходимо правильно заполнить конверт. (работа со СЛАЙДОМ 10)

Правила заполнения конверта:

От кого Загирова С. Р.

Откуда ул. Восточная, д. 9

Бураевский район, Республика Башкортостан

Индекс 452960

Кому Бадамшину Д. Д.

Куда ул. Парковая, д. 78, кв. 1, г. Уфа

Индекс 675843 (Слайд 11)

- А теперь попытаемся заполнить чистый конверт, используя маркер интерактивной доски. (работа со СЛАЙДОМ 12)

9. Восстанови письмо, правильно распределив части. Определи вид письма. (Письмо-просьба). (Слайд 13)

1. С уважением, ученица 7-го класса Лилия Г.

2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.

3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится!

4. Мне очень хочется стать подводником. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок туда не берут.

5. Дорогая редакция!

6. Может быть, есть специальные клубы подводников, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.

10. Закрепление изученного материала:

Подходит к завершению наш урок. Сейчас мы обобщим все, о чем говорили на уроке.

Понятийный диктант «Что такое? Кто такой?» (СЛАЙД 14).

1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

6. Человек, которому адресовано письмо.

7. Слова приветствия в письме :…

8. Слова прощания в письме :…

Проверка диктанта. (СЛАЙД 15)

1. Письмо

2. Конверт

3. Адрес.

4. Индекс.

5. Почтальон.

6. Адресат.

Здравствуйте!

До свидания! До встречи!

- Вернемся к эпиграфу. Права ли Н. Кузовлева, говоря: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены»? (Слайд 16)

11. Рефлексия.

- Что сегодня узнали нового?

- Чему на уроке научились?

- Сегодня на уроке мы говорили с вами о таком уже немного забытом жанре - жанре письма. Мы познакомились с новым эпистолярным жанром, узнали различные виды писем и определили их роль для человека, научились определять смысловые части письма, и теперь без особого труда в доверительной форме сможем изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Ведь очень важно писать письма, несущие доброту и мудрость жизни.

Не зря Антон Павлович Чехов говорил: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают нам жить, делая нас добрее». (Слайд 17)

12. Дополнительная информация:

Вы знаете, что на протяжении нескольких лет ФГУП «Почта России» проводит Всероссийский конкурс «Лучший урок письма». Неоднократно ученики и педагоги нашей школы принимали в нем участие. В этом году конкурс проходит по следующим номинациям (СЛАЙД 18).

13. Домашнее задание:

Используя рекомендации, полученные на уроке, написать сочинение по одной из предложенных тем конкурса (СЛАЙД 18)

«Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет».

• «Письмо в 2017 год : Какой будет природа России через 100 лет?»

«Есть такая профессия – Родину защищать…»

• «Году экологии посвящается: Что я делаю, чтобы сохранить природу России»

«Рецепты счастливой семьи»

«У меня дома живет амурский тигр».

• «Представим, что через десять лет ты стал президентом банка. Твои первые шаги…».

14. Итоги урока

Письмо требует времени, а при бешеном ритме нашей жизни его хватает разве что на телефонный звонок. Это удобнее. Но мы должны помнить: при этом теряется очень важная вещь. Ведь письмо “ дышит “ эмоциями, теплотой. Мысль водит рукой- в этом есть нечто божественное: невыразимое обретает форму. Письмо позволяет сказать то, о чем, может быть, не решаешься сказать вслух. Письма – те же мемуары, документы эпохи, живые свидетели прошлых лет. Пишите письма! Сколько бы лет не прошло, они сохраняют душевное тепло своих авторов.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание» Тема: Предложение и словосочетание Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 5 классе «Письмо. Виды писем»
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 17:54
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД