Получи документы

Урок русского языка «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

Анжелика Стребулева
Урок русского языка «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок русского языка по теме

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, ___

ЦЕЛЬ УРОКА :

• дaть понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, докaзaть, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

• сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

• продолжить формировать навык транскрибирования;

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

Публикация «Урок русского языка „Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я“» размещена в разделах

УМЕТЬ: нaзывать звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Здрaвствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке.

Сообщение целей и задач.

II. Проверка домашнего задания.

А) Устный опрос.

- Сегодня мы продолжaем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

- Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные.)

- Рaсскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)

( В это время 2 ученика работают у доски со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту) :

1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.

2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.

- Сколько всего гласных букв(10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

- А всегдa ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?

Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.

Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков :

Пеньки (6б, 5зв., рожь (4б., 3зв., солнце (6б., 5зв.).

III. Объяснение нового материала.

1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

2. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

3. Орфографический диктант

Ярко сия. т

Пушистый сне.

Н. вогодняя ёлка

Гла. кий сне.

Тёплые варе. ки

4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.

5. Орфоэпическая работа.

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи (ш)ница"!

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

-Составляем словосочетание.

-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!

-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.

-Как называется этот разбор? (Синтаксический)

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

-На какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем является в предложении дополнение?

-Как подчёркивается определение?

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я (после согласных)

-Сколько звуков они обозначают(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е)

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведё м итог: так когда буквы Е,Ё,Ю. Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук, когда стоят после мягких согласных)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске : : :

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной)

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведё м итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (После Ъ или Ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведё м итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается - 4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? (В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? (Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? (Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

IV.Закрепление материала.

1. Выборочный диктант.

-Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука

ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.

-Но у этих букв есть ещё одна роль-

Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой, а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

-Можно ещё привести примеры.

Вывод: какая роль у этих букв?

2. Физкультминутка

- Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.

- ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.

3. Комплексный анализ текста.

Текст и задания у учащихся на столах.

См. Приложение 1.

4. Тест по теме «Фонетика».

См. Приложение 2.

2. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).

V.Итог урока

-С какой темой мы сегодня познакомились?

-Сколько выводов сделали (3)

-Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)

-При каких условиях обозначают 2 звука?

-При каких условиях 1 звук?

VI.Домашнее задание.

- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И. п. ед. ч. в столбик. Сделайте транскрипцию слова.

1. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету)

1. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать – луна,

А дочурки - … (звёзды)

1. Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Приложение 1

Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр. вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

(В. Драгунский)

Задания:

• Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

• Озаглавьте текст.

• Какая основная мысль текста.

• К какому стилю речи можно отнести этот текст?

• Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

• Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

___

Приложение 1

Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр. вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

(В. Драгунский)

Задания:

• Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

• Озаглавьте текст.

• Какая основная мысль текста.

• К какому стилю речи можно отнести этот текст?

• Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

• Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Приложение 2

Тест по теме «Фонетика».

I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

II. Какие из указанных букв названы неверно :

1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв :

1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.

Какие из данных слов отступают от данного правила:

1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.

___

Приложение 2

Тест по теме «Фонетика».

I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

II. Какие из указанных букв названы неверно :

1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв :

1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.

Какие из данных слов отступают от данного правила:

1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

Карточка №1

Распределить по алфавиту

1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.

___

Карточка №2

Распределить по алфавиту

2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.

Карточка №1

Распределить по алфавиту

1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.

___

Карточка №2

Распределить по алфавиту

2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.

___

Публикации по теме:

Фрагмент урока русского языка во 2 классе «Правописание букв Ъ и Ь» На доске запись: Не за то волка / бйут / что сер, а за то, что овцу / сйэл / — Как понимаете эту пословицу? — Почему два слова записаны.

Урок русского языка в 4 классе «Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» Тема: Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина».

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание» Тема: Предложение и словосочетание Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные.

Урок русского языка в 5 классе «Письмо. Виды писем» Урок русского языка в 5 классе по теме «Письмо. Виды писем.» Цель урока: - расширять знания учащихся о письмах, об истории письма, - познакомить.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 18:40
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Стребулева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД