Ольга Труфакина
Урок русского языка в 4 классе по программе Т. Г. Рамзаевой «Типы склонения. Алгоритм определения склонения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип урока : Урок комплексного применения знаний.
Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.
Публикация «Урок русского языка в 4 классе по программе Т, Г, Рамзаевой „Типы склонения, Алгоритм определения склонения“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы
Формируемые УУД
Личностные УУД
Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.
Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Саморегуляция
Познавательные УУД
Выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).
Управление поведением партнёра.
Выражение своих мыслей.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.
Методы:
• репродуктивный
• частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Ход урока:
Этапы урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
3. Закрепление изученного
Физкультминутка
4. Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Деятельность учителя и учащихся
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
У: Урок русского языка.
У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.
У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)
Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.
У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
У: Расскажите, что такое имя существительное.
(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)
У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)
(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)
У: Ребята, как вы думаете, почему слово «склонение» выделено зелёным цветом? (Это тема наших уроков, мы сейчас изучаем склонение имён существительных)
У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)
У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.
изучать…
закреплять …
обобщать …
У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.
Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.
У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.
К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.
Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.
К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.
Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)
Алгоритм
1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)
2. Определить род, выделить окончание.
3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
У: Проверяем.
1. Открываем следующую страничку блокнота.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)
1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;
2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;
3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;
У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?
В 3 строке?
У: Проверяем.
2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)
У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.
Для левополушарных:
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.
Шифр
1) школа-учитель
2) озеро-река
3) трусость-храбрость
Исходный материал:
Холод-жара
Лес-степь
Ложь-правда
Лес-тигр
Море-корабль
Яблоко-вишня
Голод-сытость
Стакан-вода
Для правополушарных:
Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.
Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
газета облако тетрадь
комната обед мебель
метель
У: Что общего в этих словах (словарные)
Какое слово вы дописали?
3. Работа со словарём омонимов.
У: Какие вы знаете словари?
Я предлагаю поработать со словарём омонимов.
Что такое омонимы?
Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.
У: Следующее задание будет разным.
Для левополушарных:
Запишите одним словом
1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)
2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)
3) Место обитания и день недели. (среда)
Для правополушарных:
Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.
У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?
4. Задание по выбору.
У: Выберите для себя задание и выполните его.
1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.
П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.
2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.
На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!
Проверяем. Склонение я проверю сама.
5. Работа в парах.
У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)
Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.
У: Проверяем (на слайде)
Поднимите руку у кого всё правильно.
-Почему вы выполнили задание без ошибок?
- Почему…. ты допустил ошибку?
У: Повторим правило.
У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.
Продолжите фразу.
узнал, открыл для себя
Сегодня на уроке теперь я могу…
могу похвалить себя и своих одноклассников за…
У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.
известить –
чувствовать –
удивлять –
интересный –
радоваться –
доблестный –
счастливый –
веселить -
1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.
2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.
В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.
Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип урока : Урок комплексного применения знаний.
Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.
2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы
Формируемые УУД
Личностные УУД
Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.
Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Саморегуляция
Познавательные УУД
Выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).
Управление поведением партнёра.
Выражение своих мыслей.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.
Методы:
• репродуктивный
• частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Ход урока:
Этапы урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
3. Закрепление изученного
Физкультминутка
4. Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Деятельность учителя и учащихся
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
У: Урок русского языка.
У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.
У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)
Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.
У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
У: Расскажите, что такое имя существительное.
(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)
У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)
(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)
У: Ребята, как вы думаете, почему слово «склонение» выделено зелёным цветом? (Это тема наших уроков, мы сейчас изучаем склонение имён существительных)
У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)
У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.
изучать…
закреплять …
обобщать …
У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.
Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.
У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.
К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.
Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.
К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.
Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)
Алгоритм
1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)
2. Определить род, выделить окончание.
3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
У: Проверяем.
1. Открываем следующую страничку блокнота.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)
1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;
2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;
3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;
У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?
В 3 строке?
У: Проверяем.
2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)
У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.
Для левополушарных:
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.
Шифр
1) школа-учитель
2) озеро-река
3) трусость-храбрость
Исходный материал:
Холод-жара
Лес-степь
Ложь-правда
Лес-тигр
Море-корабль
Яблоко-вишня
Голод-сытость
Стакан-вода
Для правополушарных:
Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.
Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
газета облако тетрадь
комната обед мебель
метель
У: Что общего в этих словах (словарные)
Какое слово вы дописали?
3. Работа со словарём омонимов.
У: Какие вы знаете словари?
Я предлагаю поработать со словарём омонимов.
Что такое омонимы?
Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.
У: Следующее задание будет разным.
Для левополушарных:
Запишите одним словом
1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)
2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)
3) Место обитания и день недели. (среда)
Для правополушарных:
Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.
У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?
4. Задание по выбору.
У: Выберите для себя задание и выполните его.
1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.
П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.
2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.
На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!
Проверяем. Склонение я проверю сама.
5. Работа в парах.
У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)
Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.
У: Проверяем (на слайде)
Поднимите руку у кого всё правильно.
-Почему вы выполнили задание без ошибок?
- Почему…. ты допустил ошибку?
У: Повторим правило.
У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.
Продолжите фразу.
узнал, открыл для себя
Сегодня на уроке теперь я могу…
могу похвалить себя и своих одноклассников за…
У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.
известить –
чувствовать –
удивлять –
интересный –
радоваться –
доблестный –
счастливый –
веселить -
1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.
2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.
В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.