Папки-передвижки

Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»

Ольга Тормина
Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»
▼ Скачать + Заказать документы

«Слова однозначные и многозначные»

2 класс "Начальная школа XXI века"

Тормина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов,

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 ГО ЗАТО Светлый Саратовской области"

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Задачи урока :

Публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе „Слова однозначные и многозначные“ по УМК „Начальная школа XXI века“» размещена в разделах

• создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

• обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Оборудование урока : тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

Наш урок уже начнём.

- А начать его мне хочется с такого стихотворения:

«Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- А еще правильно и красиво писать.

Минутка чистописания С с Сс со оро оло

Характеристика буквы «С»

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

- Подчеркните самую красивую букву и самое красивое соединение.

- Сейчас вы попытаетесь угадывать и записывать словарные слова по их лексическому значению. - Что такое лексическое значение?

Маленькая серая птичка из семейства зябликовых…. воробей

Небольшая птица с пестрым оперением из отряда воробьиных …синица

Серая с черным птица, одного семейства с вороном…ворона

Введение новых словарных слов : Птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях …сорока.

Сорока-белобока — народно-поэтическое название сороки

Буро-серая птичка семейства дроздовых, отличающаяся красивым пением …. соловей

Чтение учителем стихотворения:

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растёт,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это.

Какая-то ошибка тут –

У лука перьев нету!

- О каких перьях в стихотворении идёт речь?

- Почему листья лука названы пером? На что они похожи? (Листья лука такие же удлиненные как перья птицы.)

Листья лука названы пером не случайно, а по причине сходства с пером у птиц ПО ФОРМЕ.

- А вы знаете, что раньше люди писали перьями?

- Где же мы найдём значение слова перо? (В толковом словаре)

- Какие самые популярные толковые словари вам известны? Назовите авторов (Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов)

- Сколько раз написано слово перо в словаре?

Работа со словарной статьей

Делаем вывод: Существуют слова, которые имеют несколько лексических значений.

-Как можно назвать слова, которые имеют много значений?

слова, которые имеют одно лексическое значение?

- О чем мы сегодня будем говорить?

- Как можно сформулировать тему нашего урока?

- Какая цель нашего урока? (Познакомиться с многозначными словами, научимся определять лексическое значение многозначных слов).

- Как вы думаете, зачем нужны многозначные слова? (чтобы делать нашу речь богаче, язык - образнее)

Работа со словом ИГОЛКА

-Отгадайте загадку:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке.

А называются … (Иголки)

Детям предлагается из заданных слов составить предложение:

1. Мама, пришила, иголкой, пуговицу.

2. Сосне, зимой, зеленые, иголки, на

3. Ёж, иголками, врагов, от, защищается

- Что общего у этих иголок? (ФОРМА)

Записываем предложения в тетрадь. Напоминаю о заглавной букве в начале и точке в конце предложения.

Музыкальная физкультминутка

Работа с учебником с. 27

Прочитаем стихотворение А. Л. Барто «Разговор мамы с дочкой».

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?

- А мама (что имела в виду? - Почему дочка не поняла маму?

- Где можно узнать, что означает слово «теплота»?

- Откройте толковые словарики в конце учебника и прочтите лексические значения этого слова. - Сколько значений имеет слово «теплота»?

- Какой теплоты не хватает маме? А вы много дарите тепло своим мамам?

- А как наш класс можно по-другому назвать? Семьёй.

Значит и отношения должны быть тёплыми, дружескими, доверительными.

-Давайте посмотрим, правильно ли мы объяснили, что такое многозначные слова. Прочитаем правило.

- Какие слова называют многозначными? Однозначными?

Упражнение 1 с. 28

Работа в группах.

Группа № 1 «каша»

Группа №2 «неделя»

Группа № 3 «директор»

Группа № 4 «золотой»

Группа №5 «гора»

План отчёта группы

1. Мы работали со словом (назвать слово).

2. Это слово имеет___значений. Перечислить.

3. Это слово многозначное (однозначное, потому что.

4. Мы составили следующие предложения.

Вывод: Многозначными называются слова.

Работа в парах

ЗАПИШИ СЛОВА. Подчеркни многозначные слова.

Слова для справок : звёзды, колокольчик, рюкзак, самовар.

-Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.

Найдите в нём многозначные слова (ключ, язык)

-А какие еще есть ключи?

Много разных есть ключей :

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ, дверной.

Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

Закончи предложения:

Любое слово имеет… Лексическое значение слова можно уточнить в….

Как называются слова, которые имеют одно значение?

Некоторые слова имеют…

Как называются слова, у которых может быть два и более значений?

- Что понравилось на уроке? О чем расскажите дома?

- Домашнее задание: найти в толковом словаре одно многозначное слово и составить предложения с каждым из его лексических значений.

Оценивание. Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина

Список литературы:

1. Иванова С. В., Евдокимовой А. О., Кузнецовой М. И., Петленко Л. В., Романовой В. Ю. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику 2 класс, «Вентана – Граф», М. - 2008.

2. Романова В. Ю., Петленко Л. В. Оценка знаний по русскому языку, «Вентана – Граф», М. -2008.

3. Ожегов С. И. «Словарь русского языка», 1983.

4. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», 1880.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 21:47
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тормина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД