Ирина Никифорова
Урок по литературному чтению «Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по литературному чтению
во 2 А классе МБОУ СОШ № 20
Учитель: Никифорова Ирина Петровна
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий хвост». Герои Сказки
Публикация «Урок по литературному чтению „Д, Н, Мамин-Сибиряк, Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Литературное чтение
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Сказка про храброго зайца», Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Темочки
Цели урока : формировать умения осмысленного и выразительного чтения; воспитывать внимательное отношение к слову; закладывать первичные представления о жанровой специфике сказки; развивать творческое мышление, память, внимание.
Задачи:
• развивать умение анализировать текст;
• вырабатывать навыки выразительного чтения;
• понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
• прививать любовь к природе, к животным.
Оборудование урока : презентация, карточки с текстом, проектор, компьютер, колонки, мультфильм.
Ход урока
I Организационный момент (1мин)
II Подготовка к восприятию нового материала (8 мин)
- Приглашаю вас продолжить наше путешествие в Литературную страну.
- А какое направление выбрать? Подскажет текст, который лежит перед вами.
(У каждого ребенка на карточке – распечатанный текст)
У зайца много врагов : и лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда со взрослым зайцем не всегда легко справиться – он и отбиться может. Опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.
Зайца, конечно, ноги спасают. Несется по земле, заложив свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку.
А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головой вертеть.
Из всех наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/с.
- Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом, сто нового узнали для себя.
-О ком прочитали текст?
- Что нового узнали о повадках зайца?
- Какой это текст? (научный)
- Догадались, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Послушайте стихотворение
О чем скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровать, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица.
По комнате ходят сказки.
(Сказочные дебри)
-Что такое сказка? Какие признаки сказок вы знаете? Какие бывают сказки?
III Постановка цели урока (2-3 мин)
- Открываем учебники на с. 19
- Как называется сказка, с которой мы будем знакомится сегодня на уроке?
- Какая это сказка? (авторская, о животных)
- Рассмотрите иллюстрацию, предположите, а какой заяц в этой сказке?
- Так ли это, нам предстоит узнать.
- Скажите, каким изображают зайцев в сказках?
IV Физминутка (2 мин)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
V Чтение сказки и работа над содержанием (15- 20 мин)
- Послушайте сказку и попробуйте представить себе Зайца.
(Чтение с остановками – что же будет дальше)
- Каким же вы себе представили зайца? (трусливый)
- Что значит «душа в пятки ушла»?
- Как долго боялся зайчик?
- На что решился зайчик?
- Прочитайте, как собирались зайцы. Какие слова автора помогают нам понять возраст разных зайцев? (собрались, сбежались, приплелись)
- Прочитайте, как Волк пришел к зайцам. («тут как тут», «волка поминают»)
- Как повел себя заяц, увидев волка? Какие чувства испытывал он в тот момент? Какие слова – глаголы показывают напряженность ситуации? («язык примерз», «не смел дохнуть», «задал стрекоча»)
- Что бы вы испытали в такой момент?
- Меняется ли отношение автора к Зайцу на протяжениии всей сказки» (смешной, глупый, несчастный, храбрый, бесстрашный)
- Соедини по смыслу выражения - душа в пятки
- выбился из сил
- гонится по пятам
- замертво свалился; гнался не отставая
- ослабел, сильно устал
- сильно испугался
- Кто первым поверил в то, что заяц бесстрашный?
- Догадались ли все, что их заяц случайно, от страха оказался на спине волка?
- А волк что подумал, когда бежал совсем в другую сторону от зайца?
- За что хвалили зайцы своего брата?
- Какие слова помогают понять, что заяц снова начал хвастаться?
- Какая черта характера опять появилась у зайца? (хвастовство)
- Почему заяц назван храбрым, если всегда считается трусливым? (Так назвали его другие зайцы, для них он был храбрым.)
- А сам заяц верит, что он храбрый? (да)
Какими словами заканчивается сказка? (баю-баю-баю) Почему?
VI Работа над пониманием текста
Выберите самую точную поговорку, подходящую к главному эпизоду сказки
• У страха глаза велики.
• Язык говорит, а голова делает.
• Хвастать – не косить, спина не болит.
VII Итог урока
- Как называлась сказка? Почему автор назвал его храбрым?
- Чему учит сказка?
VIII Д/з Придумать продолжение сказки, перессказ от имени зайца
IX Рефлексия