Оксана Мухаметова
Проблема формирования устойчивого познавательного интереса старших дошкольников на занятиях по литературному чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная и полноценная подготовка детей к последующему обучению в школе. Причем речь идет не столько о приобретении детьми навыков и умений,необходимых для успешного обучения в школе (чтение, письмо и пр. ,сколько о психологической готовности. Здесь на первый план выдвигаются три основных направления: развитие познавательных процессов, формирование позитивного отношения к школе и развитие коммуникативных навыков.
Публикация «Проблема формирования устойчивого познавательного интереса старших дошкольников на занятиях по литературному чтению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность формирования психологической готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста объясняется в первую очередь тем фактом, что от успешной адаптации в значительной мере зависит весь процесс обучения ребенка в школе. Таким образом, основные факторы психологической готовности влияют на успешность обучения ребенка в школе в последующем.
Однако даже высокоразвитые познавательные процессы не являются гарантом успешного обучения без формирования познавательного интереса. В этом ключе в данной статье будет рассмотрен феномен познавательного интереса и процесс его формирования в дошкольном возрасте.
Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Интерес реализуется в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном деятельностном отношении к предмету.
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ребенка к объекту познания. Л. С. Выготский писал: "Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то,что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.
. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности,заинтересуй его ею,позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность". (2,127).
Познавательный интерес является одним из обязательных компонентов умственного развития дошкольника. Познавательный интерес также имеет решающее значение для организации обучения, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, поскольку является основным составляющим понятия "мотивация обучения".
Обратимся к процессу развития познавательного интереса дошкольников. Решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка оказывает общение со взрослым. Однако в результате неадекватных педагогических воздействий формирование познавательных интересов, впрочем,как и познавательная активность ребенка,может затормаживаться. Поэтому ответ на вопрос о способах формирования познавательных интересов детей имеет особое значение для современной педагогической практики, ставящей цель оптимального развития творческих способностей подрастающего поколения.
Проблема формирования интереса к учению-одна из ключевых дидактических проблем. Есть достаточно теоретических изысканий в этой области,есть рекомендации,но в практике,к сожалению,остаются нерешенными все те же вопросы,что волновали педагогов и десятки лет тому назад. Главный среди них-как вызвать устойчивый познавательный интерес дошкольника.
Устойчивый познавательный интерес может быть связан только с предметом познания,с процессом учения. Однако,в обучении действует множество интересов. "Весь вопрос в том,-писал Л. С. Выготский,-насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета,а не связан с посторонним для него влиянием наград,наказаний,страха,желания угодить и т. п. Таким образом,правило заключается в том,чтобы не только вызвать интерЕс,но чтобы интерес был как должно направлен"(2,129).
Среди многобразия путей и средств,выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов у дошкольников,выделяются следующие.
1. Увлеченная подача материалов. Увлечь ребенка может только увлеченный человек. В детском саду на первый план в формировании познавательных интересов выступает увлеченный педагог,интересный для ребят человек.
2. Новизна материала. Детей увлекает то,что неизведанно для них. При этом необходимо учитывать,что интерес может возникнуть к материалу,который доступен детям в силу уровня их развития.
3. Показ практического применения знаний. Для возбуждения и,самое главное,поддержания интереса к объекту изучения в дошкольном возрасте, необходимо понимание ребенком,для какой практической деятельности ему могут пригодиться получаемые на занятии знания.
4. Чередование форм и методов обучения. Ничего так не убивает интереса,как однообразность методов и форм обучения. Необходимо чередовать различные формы и методы обучения в зависимости от тем занятий. Чередование форм обучения :экскурсия,занятие,игра и пр. также способствует формированию и поддержанию интереса к объекту исследования.
5. Эвристичность обучения. Построение обучения в такой форме,которая позволяла бы детям "открывать"изучаемый объект,самостоятельно постигать его сущность,а не быть "ведомыми"воспитателем способствует формированию и поддержанию познавательного интереса дошкольников (1).
Описанные средства формирования познавательного интереса у дошкольников применялись нами на занятиях по литературному чтению.
Для формирования познавательного интереса на занятиях по литературному чтению со старшими дошкольниками использовались следующие методы.
Увлеченная подача материала. Художественное произведение может заинтересовать,только если сам педагог заинтересован в материале и демонстрирует эту заинтересованность (интонационно,эмоционально и пр.).
Практическая деятельность детей по освоению материала. Активность чрезвычайно способствует развитию познавательного интереса. Если удается воспитать "привычную"связь между активностью и познанием-фундамент устойчивого познавательного интереса уже заложен. Эта деятельность может быть мыслительного характера,художественно-творческого (отображение произведения в рисунках,лепке,творческо-практического (театрализация,драматизация).
Само чтение литературных сказок редко требует дополнение рассказом или объяснениями педагога. Готовые ответы в виде объяснений,разъяснений "убивают" познавательный интерес. Поэтому использовался ряд методов,сменяющих друг друга (чтобы не возникало ощущения однообразия деятельности и,стимулирующих познавательную активность детей.
К таким методам мы относим беседы-рассуждения, с обязательным участием детей. Причем педагог обязательно регулирует активность детей, позволяя высказаться и самым активным и, постепенно вовлекая с помощью вопросов в обсуждение малоактивных.
Суть метода беседы применительно к дошкольному возрасту заключается в том, что педагог с помощью умело поставленных вопросов побуждает детей:1)к активизации интереса к объекту изучения с помощью предварительных вопросов:"а как вы думаете. ?", "что же почувствовал наш герой?" и т. д. ;2)к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения.
Еще одним методом развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников является постановка "проблемных вопросов".Такие вопросы не всегда могут способствовать раскрытию содержания произведения,иногда они направлены на изучение образов, внутреннего мира героя,но основная их задача-спровоцировать детей на мыслительную деятельность,создать условия,чтобы процесс познания стал активным,самостоятельным и полученный в результате умозаключений результат стал своеобразной "наградой" ребенку. Так, при изучении рассказа К. Паустовского "Теплый хлеб" педагог может спросить детей: "Действительно бы стужа лютая не прекратилась,если бы мальчик не исправил свой поступок? Или,автор,говоря о стуже лютой,имел ввиду что-то другое?" Детям не всегда просто уловить аллегории,метафорические смыслы,в этом случае педагог помогает наводящими вопросами. Зато,когда открывается смысл метафоры автора,наступает некое "просветление",дети совершенно иначе воспринимают все прочитанное. Впоследствии в каждом новом рассказе или сказке они стремятся увидеть, "прочесть",то,что скрыто. Не всегда это получается самостоятельно (в силу возраста,но интерес к познанию сути произведения становится довольно устойчивым.
Драматизация, разыгрывание по ролям способствует не только углубленному пониманию сути произведения,характеров персонажей,но и,являясь практическим методом,влияет на развитие устойчивого познавательного интереса. Однако для этого педагог должен не позволяет детям перейти ту тонкую грань,которая располагается между обучением,познанием и игрой ради игры. В этом, как правило помогают наводящие вопросы:"Разве Вася был такой? Почему тогда он помог своему другу" и пр. При этом педагог не просто делает замечания-ремарки,но провоцирует детей на ответы,осмысленные выводы. В процессе проигрывания ролей для ребенка становится привычной потребность разобраться в сути героя,причинности его поступков. При этом в драматизации участвуют не только дети,непосредственно разыгрывающие роль,но и "зрители",которые с подачи педагога (с помощью побуждающих вопросов) подсказывают "актерам"как лучше выразить героев.
Познавательный интерес-не умение и навык,приобретаемый единовременно,как,скажем,умение различать прозу и стихи;понимание свойств геометрических фигур и пр. Это познавательная склонность,способность,развивающаяся поступательно,на протяжении длительного времени,поэтому развитие познавательного интереса,формирование его устойчивости должно происходить в рамках практически всех занятий в старшем дошкольном возрасте. При этом важнейшими методами должны быть-увлеченность самого педагога, чередование методов развития и обучения,а также активизация познавательных процессов ребенка с помощью использования активных форм участия ребенка в занятии.
Используемая литература.
1. Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. -Тула,2002.
2. Выготский Л. С. Избранные сочинения. -М. ,1979.
3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. -М. :Академия,2006.
4. Подласый И. П. Педагогика. -М. ,2002.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М. :Педагогика,1989.
6. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности дошкольников. -М. ,2009.
7. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащися. -М. ,1995.