Приложение МААМ

Урок по чтению и развитию речи в 6 классе. «Приход весны по рассказу В. Бианки «Апрель»

Екатерина Иванова
Урок по чтению и развитию речи в 6 классе. «Приход весны по рассказу В. Бианки «Апрель»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить воспитанников с содержанием рассказа «Апрель»

В. Бианки.

Задачи:

Образовательные:

формировать сознательное чтение с соблюдением норм литературного произношения;

совершенствовать навыки чтения и связной речи, развивать все виды внимания и памяти;

выработка у воспитанников навыков правильного, выразительного и сознательного чтения;

Публикация «Урок по чтению и развитию речи в 6 классе, „Приход весны по рассказу В, Бианки „Апрель“» размещена в разделах

обогащать словарный запас путём нахождения в тексте непонятных слов, выражений и их объяснение.

Коррекционно-развивающие :

развитие связной устной речи воспитанников;

развивать умение находить в тексте ответы на вопросы;

корригировать и развивать у воспитанников умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе.

Воспитательные:

воспитывать ответственное отношение к природе;

воспитывать чувство прекрасного, учить видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней.

Оборудование: портрет В. Бианки, учебник, мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи, карандаши, демонстрационный материал, таблички со словами (сулит, гнёт, вешние, пестрины, раскраска.

Ход урока:

Организационный момент:

-Добрый день, ребята. Сегодня у нас не простой урок, на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поздороваемся с ними. Наши гости пришли к нам на урок не просто так, они пришли познакомиться с вами, со мной. Давайте постараемся хорошо поработать. (дети садятся)

Постановка темы и цели урока :

Дыхательное упражнение:

-Ребята, вытяните руку вперед и представьте себе, что на нее села бабочка. А теперь наберите много воздуха в грудь и тоненькой струйкой выпустите его, таким образом, мы спугнем нашу бабочку.

-Как вы думаете, почему к нам прилетела бабочка?

-Когда, в какое время года она прилетает?

-Какие изменения в природе происходят весной?

-Как это отражается в жизни людей? Например: вы директор магазина, который торгует одеждой и обувью – какая одежда и обувь будет пользоваться спросом в это время года?

-Представьте, что вы или ваш папа рыбак. Как вы должны вести себя на водоемах, что вы должны знать?

-Мы видим приход весны по этим признакам. Как увидел приход весны В. Бианки узнаем из рассказа «Апрель».

Новый материал:

портрет

В. Бианки – писатель-природовед, который пишет рассказы и сказки о природе и считает ее загадочной, красивой. Вы читали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль».

- В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце.

-Ребята, какое сейчас время года? Назовите назв. месяцев.

-Давайте прочитаем название месяцев (март, апрель, май). Слайд

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с рассказом «Апрель», слушать музыку, говорить о красоте, о пробуждении природы в этом месяце. Сейчас мы посмотрим видеопрезентацию «Апрель».

Видеопрезентация «Апрель».

-Какие изменения в природе происходят в этом месяце?

-Каждый год люди с нетерпением ждут прихода весны. С началом весны жизнь природы обновляется. Всё оживает, расцветает.

Во все времена люди радостно встречали весну.

-Не только поэты и писатели воспевали это прекрасное время года, но и композиторы в своей музыке.

- Пьесу, посвящённую месяцу апрель, Петр Ильич Чайковский так и назвал «Апрель. Подснежник».

- Слушая музыку, представьте, как распускаются на проталинке подснежники.

Слайд (подснежник)

Слайд (музыка)

- Что вы представили себе, слушая музыку? (подснежник)

- В каком месяце весны он распускается? апреле)

- Давайте назовем, какой он – подснежник.

-А теперь прочитаем признаки подснежника.

Слайд: хрупкий, нежный, ароматный, красивый, изящный…

Физкультминутка «Весна пришла» :

Солнце, солнце высоко (на цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (легкие поглаживания руками по лицу.)

Тает снег от лучей, (приседание)

Звонко побежал ручей. (бег на месте)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (ходьба на месте.)

- Ребята, Петр Ильич Чайковский выразил свою любовь, свои чувства в музыке. А теперь послушайте, как описал апрель писатель Виталий Бианки. Я прочитаю вам рассказ, который называется «Апрель». (стр. 162)

-Ребята, вы внимательно послушайте и подумайте, о каком весеннем месяце этот рассказ.

Первичное чтение рассказа учителем :

- О каком времени года, о каком месяце идет речь?

Чтение рассказа учащимися шепотом.

-Все ли слова вам были понятны?

Чтение рассказа учениками по частям.

Словарная работа:

Прочитаем 1-ю часть и узнаем, как в народе называют апрель.

- Как вы понимаете выражение «зажги снега» (зажги-растопи, тает снег). Возьмите карандаши и подчеркните это предложение.

- Что значит «сулит»? (сулит-обещает).

- Давайте ещё раз прочитаем, что сулит апрель и подчеркнём. (тепло сулит)

Прочитаем 2-ю часть и выясним, какое второе дело выполняет весна в апреле?

- Что обозначает слово «гнёт»? (гнёт-тяжесть).

- Как вы понимаете выражение «вешние воды»? (вешние воды - весенние воды).

- Кто объяснит слово «долина».

- Прочитайте 1-е предложение 2-й части. Как вы его понимаете?

-А теперь ответим на поставленный вопрос- какое второе дело выполняет весна?

Давайте прочитаем, подчеркнём. (освобождает из-подо льда воду)

-Что происходит с весенней водой? Зачитаем, подчеркнём. (вода поднялась и разлилась)

Будем читать 3-ю часть и выясним, что происходит в апреле с землёй и деревьями.

- Прочитайте ещё раз 1-е предложение. Как вы понимаете «с пестринами нежных подснежников».

- Что означает слово «пестрины»? (пестрины – пестреют, разноцветные пятна).

- Во что одевается земля? (в зеленое платье)

- Что это за платье? (молодая травка)

Давайте подчеркнём в тексте.

- Какие изменения происходят с деревьями? Выделим в тексте. (лес ещё стоит голый)

-Молодцы, ребята!

Коррекция:

В апреле расцветают первые цветы. Назовите их.

Слайд (цветы)

• Подснежники

• мать-и-мачеха

-Ребята, подснежник занесен в Красную книгу, поэтому его нужно беречь и не рвать.

-Природу нужно беречь и заботиться о ней. Ведь природа – это друг, а с друзьями нужно дружить.

рассказе говорится о том, что весной начинается сокодвижение в деревьях. Сок какого дерева мы собираем?

Слайд (береза)

Можно ли собирать берёзовый сок? (высказывания детей)

Вывод: берёзовый сок собирать можно, он очень полезный, но надо знать правила сбора.

1. Делать надрезы неглубокие.

2. Брать сока немного.

3. Надрезы замазывать пластилином или садовым варом.

Это нужно сделать для того, чтобы дерево не погибло.

-Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины.

Первичное закрепление. Картинно-предметный образ весны :

-Сегодня мы читали, как описал апрель В. Бианки, слушали музыку П. И. Чайковского. А теперь мы выступим в роли художников и, опираясь на наш рассказ, попробуем создать свою прекрасную картину весны.

(Вывешивается плакат, на который поочередно прикрепляются: небо, солнце, проталины, ручьи, деревья, первые цветы, птицы)

-Читаем 1предложение 1абзаца, что бы вы нарисовали? (яркое солнце, ясное небо)

-Читаем по одному предложению 2 абзац (с гор вода, разлилась вода, зажурчали ручейки)

-Читаем по одному предложению 3 абзац (зеленая травка, подснежники, лес голый, но уже наливаются почки)

-(добавим) Какие первые цветы? (подснежники, мать-и-мачеха, медуница)

Заключительная часть. Рефлексия:

-Какое название мы дадим нашей картине?

- Как называется рассказ, который мы сегодня читали?

- Кто его автор?

- Какое второе дело совершает весна в апреле? (освобождает из-подо льда воду)

-Ребята, понравился ли вам наш урок?

Предлагаю вам определить, какое у вас настроение. Для этого вам нужно подойти к доске и выбрать соответствующий смайлик. (воспитанники выбирают себе смайлики с улыбкой или без нее с пожеланием, написанными на оборотной стороне)

Домашнее задание:

-Ребята, дома вы еще раз прочитайте рассказ В. В. Бианки «Апрель» и раскрасьте рисунки.

Итог:

Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэт через художественное слово, композитор – через звуки изобразили пробуждение природы и призывали своими произведениями любить, ценить и защищать красоту родной землю. Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта, помогли В. В. Бианки, П. И. Чайковскому написать такие замечательные произведения.

Планируемый результат:

К концу урока воспитанники должны знать:

признаки весны

значения непонятных слов и выражений путём нахождения их в тексте

К концу урока воспитанники должны уметь:

находить в тексте ответы на вопросы

устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе.

Публикации по теме:

Поделки «Приход Весны»Поделки «Приход Весны» Вот и наступила долгожданная Весна, с ее приходом появляется ласковое, теплое солнце. Мы с детьми решили изобразить "весеннее солнышко".

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе «Звук и буква Г» Цели: Образовательные: - познакомить учащихся со звуком и буквой [г]; - учить выделять звук [г] в начале слова, соотносить звук и букву,.

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица» Тип урока: комбинированный урок Тема: «Зимующие птицы: синица» Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание; развитие.

Открытый урок по письму во 2 классе для детей с умеренной отсталостью. Тема: «Написание слов и слогов с буквой Т»Открытый урок по письму во 2 классе для детей с умеренной отсталостью. Тема: «Написание слов и слогов с буквой Т» Открытый урок по письму во 2 классе для детей с умеренной отсталостью Тема: «Написание слов и слогов с буквой т» Цель: закрепить умение.

Урок-обобщение по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Состав слова» Цель. Обучающая: выработать умение отличать части слова. Обозначать их графически. Коррекционная: корригировать фонематический слух через.

Урок обучения грамоте в 1 классе школы VIII вида «Звук [Ч] и буква Ч, ч» ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытый урок обучения грамоте Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений». Подготовила.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида Цели. Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных.

Урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы VIIIвида. Тема. Изменение существительных по падежам. Цели: Обучающие:отрабатывать навыки постановки вопроса к существительному (для определения падежа, закреплять знание падежей и падежных.

Урок труда в 3 классе школы 8 вида. Тема: Работа с бумагой и картоном. Панно «Аквариум» Тема: Работа с бумагой и картоном. Панно «Аквариум» Цели: 1. Расширить знания учащихся об обитателях аквариума. 2. Научить технике симметричного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по чтению и развитию речи в 6 классе. «Приход весны по рассказу В. Бианки «Апрель»
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 17:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок по чтению и развитию речи в 6 классе. «Приход весны по рассказу В. Бианки «Апрель»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Иванова (УИ 384149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД