Лариса Лебедева
Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [Л], [Л’], [М], [М’], буквы «Л», «М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы Л л, М м.
Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока : познакомить обучающихся с новыми буквами и звуками.
Задачи урока :
1. Обучать детей чтению слов с буквами «Л» и «М», другими изученными буквами.
2. Учить определять место звуков [л], [л'], [м], [м'] в различных словах и сравнивать их звучание.
3. Вспомнить сказку «Белоснежка и семь гномов».
Темочки:
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивать:
а) умение читать, расширять кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;
б) развивать фонематический слух учащихся; воображение, творческую способность детей;
в) навыки работы в парах, в группах.
Воспитывать:
а) положительные и дружеские качества в процессе коллективной работы;
б) воспитывать интерес к предмету;
в) воспитывать любовь к сказкам.
Формы организации урока :
• Фронтальная
• Коллективная
• Индивидуальная
• Групповая
• Парная
Методы:
• Наглядный (наблюдение, иллюстрация)
• Беседа
• Диалог
• Практический
• Самостоятельная работа
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
Оборудование: карточки для групповой и парной работы, карточки с изученными буквами; шляпы –«звуковичков» согласные – глухие, звонкие, гласные для игры «Засели домик»; схемы «звуковичков»; карточка со словами помощниками, для формулирования темы и целей урока; предметные рисунки с изображением: лука, лимона, мыши, мяча, малины; карточки с буквами Л,л и М,м; карточка со слогами; книга «Белоснежка и семь гномов»
УУД:
Познавательные: формирование умение ориентироваться в учебнике, дифференцирование звуков, формирование умения извлекать информацию из схем.
Регулятивные: определять тему урока и ставить цели урока, подводить итог своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение работать в паре и группе.
Этап урока
Содержание учебного материала
Методы приёмы работы
Формы организации учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности. Мотивация обучающихся.
- С добрым утром, дети!
Я вас рада встретить.
Задорно улыбнёмся и за руки возьмёмся.
-Звонок зовёт
Первоклашек на урок.
Слушать, думать, размышлять
Буквы, звуки изучать.
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шутите, не вертитесь,
Слушайте внимательно.
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
-Это слышать мне приятно.
Начинаем урок обучения грамоте.
Начинаем урок с рассказа о сегодняшнем дне.
Словесный метод
Беседа
Диалог
наблюдение
фронтальная
Создание мотивации к учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Высказывания своего мнения
Наблюдают за погодой
Р: учатся высказывать свои предположения и мнения
К: - формируем умение строить речевое высказывание;
- Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемы.
Формулирование темы и целей урока
4. Первичное усвоение новых знаний
5. Физминутка
6. Первичная проверка понимания
7. Перичное закрепление
8. Рефлексия
9. Информация и инструктаж о домашнем задании
- Вспомним всё, что знаем о наших буквах, звуках.
Поиграем в игру «Засели домик».
Правила игры: У ребят на столе карточки с изученными буквами. У троих детей на голове шляпы хозяинов «домика» - гласные, согласные – глухие, согласные - звонкие. Буквы должны найти свой домик. После того, как дети нашли свой «домик», хозяин «домика» рассказывает о своих жильцах.
Продолжение игра «Живые буквы»
Правила: образуем из данных букв слоги. Слушаем, какие слоги называет учитель. Если в произнесённом слоге есть ваш звук, то выходим вперёд и образуем слог. Какое слово можно образовать из данных слогов?
РА, ГО (гора)
ПИ, ТЫ, РА (пираты)
КО, НИ (кони)
-Всё ли получилось при группировании букв. Какие трудности встретились?
Послушайте внимательно скороговорку:
МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ
МИЛА МЫЛО НЕ ЛЮБИЛА.
-Предлагаю повторить скороговорку.
-Какие звуки чаще других повторяются в этой скороговорке? Знакомы ли вам они?
-Выскажите свои предположения о том, какой будет тема нашего урока.
-Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова –помощники сформулируйте цели нашего урока.
Цели урока : 1. Познакомиться со звуками [л], [л'], [м], [м'].
2. Познакомиться с буквами Л,л, М,м.
3. Научиться читать слоги, слова, предложения, текст с новыми буквами.
1)Знакомство с новыми звуками и буквами
- отгадайте загадки:
а) Прежде, чем мы его съели
Все наплакаться успели (ЛУК)
б) Жёлтый, кислый и овальный
В чае очень я приятный. (ЛИМОН)
- Назовите первые звуки в каждом слове?
- Какие это звуки : гласные или согласные? Объясните.
-Чем отличаются два звука? (один мягкий, другой твёрдый)
- Определи по звучанию: звонкие или глухие?
(По ходу знакомства учитель раскрашивает схему «человечка»)
- Эти звуки обозначают буквой «ЭЛЬ» Л, л.
-продолжим отгадывать загадки:
в)Маленькая, серенькая
Под полом живёт
По ночам скребёт. (МЫШЬ)
г)Он бывает баскетбольный,
Он бывает волейбольный,
Он бывает футбольный
И просто резиновый. (МЯЧ)
-Дайте характеристику звукам.
- Эти звуки обозначают буквой «ЭМ» М, м
1)Игра «Зеркало»
Правила: - Вы ребята моё отражение. Повторяйте все мои движения.
2) Выполнение упражнений под слова стихотворения:
Веник пол подметал
Веник очень устал.
Он чихнул «Апчхи»
И тихонько лёг под стул.
-А мы отдохнули, садимся за свои парты и продолжаем нашу работу.
1) - Встаньте за свой стол. Возьмитесь в паре за руки, поднимите руки вверх. Какую букву напоминают ваши поднятые руки? (Л)
-А теперь опустите ваши руки, но не отцепляйтесь. А теперь, какую букву «построили»? (М)
2) Чтение слогов с новыми буквами.
Задание: Пропеть слоги. Поднимаемся по ступенькам (читаем медленно, спускаемся по лестнице, читаем весело, легко.
ли ми
лы мы
лу му
ло мо
ла ма
Читаем хором. Чтение по рядам.
3) Работа в парах и группах
1 ряд работает в паре.
Задание: Напечатать слова на доске, предмет, изображённый на рисунке. Под словом провести звуковой анализ.
(ЛИМОН, ЛУК, МАЛИНА)
2 ряд
Задание: Объединиться в группу. Прочитать по очереди слова, поставить над ними знак ударения, разделить слова на слоги.
Затем выбрать одного выступающего.
ЛАМПА
ЛИСА
ГНОМ
МАЛИНА
ЛИПА
3 ряд
Задание: Объединиться в группу. Составить из данных слогов и букв слова. Из полученных слов составить предложение. Выбрать в группе выступающего.
ло
ма
Ро
л мо
ко
пи
(Рома пил молоко.)
4) -Проверим самостоятельную работу в парах и группах.
5) - Оцените свою работу в группе (парах).
Работа по учебнику. Букварь - страница 66.
Чтение текста «Гном».
а) работа до чтения
- Рассмотрите иллюстрацию? Прочитайте заголовок?
- О ком будет текст?
- Кто такие гномы?
-Ваши предположения, о чём будет текст?
Сколько в тексте предложений? Как узнали?
б) чтение текста детьми по предложениям.
Словарная работа: гамак – подвесная сетка для лежания, отдыха.
в) беседа после чтения
- Что узнали из текста о гноме?
-Что у него есть?
- Какие цветы растут у гнома?
- Правильные ли были высказывания по содержанию текста?
Задания по рядам:
1 ряд: Найдите слова с буквой Л.
2 ряд: Найдите слова с буквой М
3 ряд: Найдите слова с буквой К.
-В какой сказке встречаются гномы? («Белоснежка и семь гномов»)
Итог урока.
-Какие новые звуки узнали?
- Какими буквами они обозначаются?
- Что узнали об этих звуках?
- Кому понравилось на уроке?
- Предлагаю вам оценить каждую свою деятельность на уроке. Отметьте в ежедневнике.
- Рекомендую прочитать сказку «Белоснежка и семь гномов».
- Гному из рассказа (Букварь с. 66) нарисовать друзей.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
-Урок закончен!
-Спасибо за урок!
практический, наглядный
Проблемная ситуация
Проблемные вопросы
Практический
Игра
практический
Наглядный, практический, диалог, беседа
Самостоятельная работа
Рассказ
Беседа
Беседа
Наглядный
Практический
Беседа
Игра
Коллективный
Фронтал
ьная
Фронтальная
Коллективная
коллективная
Парная
Коллективная
Групповая
Коллективная
Парная
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
фронтальная
Организует работу по повторению
Побуждает к высказыванию своего мнения
Помогает учащимся назвать тему урока, и поставить задачи урока.
Создаёт условия для восприятия названия темы урока.
Работают над звуками
Заполняет схему «звуковичка»
Знакомит с названием букв
Создаёт условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся
Акцентирует внимание на образе букв
Учит изменять темп чтения
Объясняет доступно задания
Во время самостоятельной работы оказывает помощь, поддержку
Задаёт вспомогательные вопросы
Выслушивает ответы детей
Побуждает к высказыванию детей
Знакомит с книгой «Белоснежка и семь гномов»
Благодарит ребят за урок
Решают проблему поставленную учителем
Оценка своей работы, работы товарищей.
Высказывают предположения
Озвучивают тему урока и выводят цели урока. Ставят задачу. Решают проблемную ситуацию.
Отвечают на вопросы
Высказывают свои варианты ответов
Доказывают свои предположения
Дают характеристику звукам
Повторяют движения в зеркальном отображении
Учатся различать буквы по внешнему виду
Читают слоги с изменением темпа, не отбиваясь от группы
Выполняют задания парами, в группе. Выслушивают друг друга, помогают друг другу
Ответы выступающих.
Оценивание своей работы
Оценивают свою работу
Чтение коллективное
Работа с иллюстрацией
Работа со словами
Оценивание своей деятельности, закрашивают в ежедневнике кружочки. Зелёный цвет – всё понял, активно работал, поработал с пользой для себя. Жёлтый цвет – хорошо работал, иногда нужна была помощь, больше слушал. Красный цвет- плохо работал, не старался, ничего не понял.
Рекомендует продолжить работу дома
П:- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам
К:- Формируем умение совместно договариваться;
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми
Р: -учатся оценивать свою деятельность, и деятельность товарищей.
Р: - учатся ставить цели и задачи урока.
Определять тему урока.
-Учатся высказывать своё предположение.
- Развитие логического мышления.
Л:-Развитие памяти.
Р: -Учатся подводить итог своей деятельности
-Формирование умения высказывать свои мысли
К: - Работа в коллективе
Развитие мышления
П:-Умение делать выводы
Л:-Форирование желания выполнять учебные действия
К: -формировать умение работать в парах, группе;
-Формируем умение слушать друг друга
П:-совершенствование навыка чтения, развитие речи.
-формируем умении извлекать информацию;
- формируем умение использовать ранее изученное
-формируем умение обобщать.
К: -формируем умение слушать и понимать других.
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формируем умение оформлять свои мысли в устной формеэ
-формируем уменя работать в парах и группах
К: - формирование умения объяснять выбор группы, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Р: - формирование умения подводить итог своей деятельности.
П: -совершенствование навыка чтения, развитие речи, расширение кругозора, словарного запаса, развитие внимательности
-формирование умения ориентироваться в учебнике находить нужную информацию.
Р: Учатся подводить итог своей деятельности
П: - Формирование интереса к художественным книгам,
Л: - формирование интереса к предмету.