Елена Пацева
Урок музыки (второй класс) по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок музыки 2 класс
по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Планируемые результаты
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация, игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип урока : первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока : мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока : фортепиано, ПК (ноутбук, экран и проектор.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
• Слушание музыки
• Пение
• Инструментальное музицирование
• Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал :
• Проводы зимы (р. н. п. Л. Зыкина)
• Р. н. п. «Как вставала я ранешенько»
• Р. н. п. «Блины»
• Частушки…
Ход урока.
1. Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р. н. п.)
Музыкальное приветствие :
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
-Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!
2. Актуализация знаний
Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П) Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р. н. песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях
-Совершенно верно. Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной. В это время празднуется большой и веселый праздник.
А о каком празднике пойдет речь, вы узнаете по стихотворению–загадке, которое вы сейчас услышите.
Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
3. Постановка цели и задач урока
Учитель: И тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
Слайд №1
Подходит ли загадка к теме нашего урока?
Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
Учитель: Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарками, уличными играми, выступлениями ряженых, песнями, плясками.
Праздник не обходился без чучела Масленицы. Мастерили его из соломы. Наряжали в красивую, яркую одежду, Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
Слайд №2
- Ребята, посмотрите, я вам тоже принесла чучело масленицы, но чем оно отличается от той, которая на экране?
- Мы постараемся с вами при помощи полученных знаний во время урока украсить её и сделать красивой.
(ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ)
А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
Слайд №3
У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
У: Кого ж надо было задобрить?
Д: зимушку
У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?
Учитель:
Хорошо. И нам в этом поможет календарь Масленицы. Мы будем перелистывать листы календаря, потому что все дни масленой недели имеют свои названия.
Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней А кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои названия:
Итак, давайте откроем первую страничку КАЛЕНДАРЯ МАСЛЕНИЦЫ.
Слайд №4
У: Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
У: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
1. Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько.
Припев:
Пришла к нам Масленица, Принесла блины и маслице! *
2. Как стояла я у жаркой печи. Выпекала кренделя и калачи.
3. Ой. подружки, собирайтеся, В сарафаны наряжайтеся.
4. Будем вместе хороводы водить, Надо нам ещё и зиму проводить!
У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Что мы делали с вами в понедельник? (пели песню)
У: Второй день Масленицы – заигрыш Слайд № 5
беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
У: На что блины похожи? (на солнышко) Блины имели особое
значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,
(Макет солнышко)
Вот нам наше солнышко и поможет узнать в какие игры играли на масленицу :
• Катание с гор
• Бой мешками
• Ледяной столб
• Снежный тир
• Кулачные бои
• Перетягивание каната
• Ручеек
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра ручеёк.
р. н. игра «ручеёк»
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
У: Чем мы во вторник занимались? (играли)
У: Третий день – среда – «Лакомка»
Слайд №5
- в этот день, зять приходил в гости к теще.
А кто такой зять? ЗЯТЬ – это ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему ТЕЩЕЙ. Теща угощала зятя вкусными--- блинами.
Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
Разучивание песни.
А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
1. Дикцию (четкое произношение текста);
2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.
Физ. Минутка на песню Блины
У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
-Пословицы и поговорки – широко распространённый жанр устного народного творчества. Про Масленицу народ придумал много поговорок и пословиц.
- Ребята, я принесла для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались.
(Раздаю ученикам разрезанные карточки.)
-Я прошу вас собрать пословицы и поговорки, а чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы.
(Работа в группах «НАЙДИ ПОСЛОВИЦУ»)
Дети работают по группам – собирают из двух частей пословицу.
Учитель:
Ребята, кто нашел свою пословицу?
Выходите в центр класса и прочитайте то, что у вас получилось.
Ученики парами выходят и читают свои пословицы и поговорки.
«Не житье - бытье, а Масленица»,
«На горках покататься, в блинах поваляться»,
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».
«Блином масленым в рот лезет»,
«Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают».
Слайд №
Учитель: Что мы делали с вами в среду (играли и пели)
У: Наступает четверг широкий- середина масленицы,
раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
Слайд
У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
Слайд №
У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
У: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? (Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
Учитель:
Есть ли в классе ребята. Которые любят и знают частушки. Я бы хотела, чтобы вы мне помогли. А остальные дети будут помогать играть на музыкальных инструментах.
1.
Начинаю петь частушки
Прошу не смеяться.
Здесь народу очень много
Могу растеряться. 2.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевай-те, не зевайте,
Входите плясуны!
3.
Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.
. 3. Учитель.
Вместе дружно мы живем
Вам частушки пропоем.
Нынче масленку встречаем
Всех блинами угощаем
Учитель: Чем занимались м ы в четверг (частушки пели и загадки отгадывали)
Учитель:В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости
Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу.
Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:
- Ты прости меня, прости.
- Все обиды отпусти.
- Ребята. А вам приходилось когда-нибудь просить прощения прощенье?
Учитель: А у кого вы будете просить прощение на Масленицу (ответы)
- Давайте вместе попросим друг у друга прощенье.
- Так что мы делали с вами в воскресенье? (просили прощенье)
Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)
Для чего сжигали? (Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) Расстаются с Масленицей с сожалением : «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».
У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
У: Мы перелистнули последнюю страницу нашего календаря. И я обращаю ваше внимание на экран. МЫ видим там нарядную масленицу, а та, которая стоит перед нами не такая красочная и нарядная. Я предоставляю вам возможность украсить нашу масленицу. Отвечая на мои вопросы, мы сделаем её нарядной и красивой. :
-Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
-И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины!
-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
-А блины на Масленице символ чего (солнца)
-В какой день недели сжигали чучело?
-С каким праздником мы с вами познакомились (масленица)
У: И так, вы на уроке были внимательными, активными, и ответив на мои вопросы именно вы сделали её красивой и нарядной.
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, получаете все отличную оценку!
Ребята, я принесла каждому из вас по маленькой птичке, которые вы можете подержать в руках. Птички не простые, а со значением. На обратной стороне каждой птички написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:
кому-то найти поговорку про Масленицу,
кому-то сочинить частушку,
а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица».
И одно для всех общее – найти ответ на вопрос: «Что обозначает эта птичка в народных праздниках?» Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.
До свидания!.
Список используемой литературы
1. УМК «Музыка» 2 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
2. Алпарова Н. Н., Николаев В. А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год