Наталья Иванищева
Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок музыки 1 класс.
Тема урока : «Дом, в котором звучит музыка»
Раздел: «Музыка и ты»
Учитель музыки : Иванищева Наталья Николаевна
Тип урока : Урок открытия, изучения и закрепления новых знаний.
Вид урока : Урок – экскурсия в музыкальный театр.
Публикация «Урок музыки в первом классе „Дом, в котором звучит музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель урока : Ввести детей в мир музыкального театра.
Задачи: Обучающие:
1. Расширить представление о музыкальном театре.
2. Дать определение жанру «балет».
3. Познакомить с понятиями афиша, оркестровая яма, либретто, декорации.
4. Закрепить жанровые особенности «вальс».
5. Поясить, что тем, кто научился различать песенную, маршевую и танцевальную музыку, откроются двери в волшебную страну, название которой «Музыкальный театр».
Развивающие:
1. Развивать слуховую активность детей, жанровый слух, вокальные способности.
2. Умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять их характер.
3. Развивать умение учащихся аргументировать ответ, вступать в диалог, участвовать в общем обсуждении проблемы.
4. Расширение словарного запаса.
5. Активизация творческих способностей.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к музыке, умение наслаждаться ей
2. Воспитывать интерес к балетной классической музыке.
3. Воспитывать чувство прекрасного на основе восприятия и анализа художественных и музыкальных произведений.
Коммуникативные:
Воспитывать уважение к мнению одноклассников.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, презентация.
Музыкальный материал :
1. Музыкальное распевание
2. Филипенко «Весёлый музыкант»
3. П. И. Чайковский видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
4. П. И. Чайковский видеофрагмент «Русская народная пляска»» из балета «Щелкунчик».
5. .П. И. Чайковский «Вальс цветов»» из балета «Щелкунчик».
6. Ермолов «Весёлая песенка»
Ход урока:
1. Организационная часть урока.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята». Прошу всех улыбнуться и поделиться друг с другом хорошим настроением. 2. Постановка темы урока.
Учитель: Вот и вечер волшебник лукавый
Зажигает украдкой свечу,
Долгожданная встреча настала,
Вас в театр пригласить я хочу.
Театр - это шутки и краски,
Это жизнь, это свет и мечта,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца.
Слайд 3.
Учитель: Ребята, расшифруйте слово: 20, 6, 1, 20, 18
и мы узнаем тему урока. Воспользуйтесь шифром (все буквы алфавита пронумерованы, записаны на экране). Прочитайте получившееся слово.
Дети составляют слово ТЕАТР.
Слайд 4.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о ТЕАТРЕ.
Учитель: А что это за дом, который звучит?
Дети: Это театр, в котором играет музыка, или музыкальный театр. 3. Основная часть урока.
Учитель: Дети, а как вы думаете, что такое театр? Может кто-то из вас был в театре? (Ответы детей)
Учитель: Театр – это не только, то место, где проходят спектакли. Это особый вид искусства, как музыка, живопись.
Слайд 5.
Слово театр пришло к нам из Греции (ТЭАТРОН) – место для зрелищ.
Слайд 6,7.
Театр зародился очень давно. Он сильно, сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывает сцену и перед нами возникает особая жизнь. Артисты увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать с героями спектакля, их радости и печали, и будто сам становишься участником событий. А дома ещё долго думаешь о том, что увидел.
Учитель: А что нам поможет узнать о том, когда будет проходить спектакль? Нам поможет афиша.
Слайд 8.
Афиша – это объявление о спектакле. В ней указывается число, месяц, время, когда и где будет проходить спектакль. Афиша должна быть яркая и красочная. Прочитав афишу, мы в кассе купили билет и стали готовиться к спектаклю.
Слайд 9.
Выбрали красивую одежду, стали вспоминать правила поведения в театре.
1. В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу,
Не опаздывай к началу.
2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: «Прошу прощенья»-
Будешь просто молодцом.
3. Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям,
И артистам не мешать,
И своим соседям.
4. Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
5. Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно встать
Уж такой порядок.
В назначенный день мы отправились в театр.
4. Слайд 10. Исполнение песни.
А сейчас, перед входом в музыкальный театр, давайте исполним песню «Весёлый музыкант». Исполнение, имитируя игру на музыкальных инструментах.
Слайд 11.
При входе билетёру показали билет и прошли в….(гардероб)
Как сказал русский режиссёр, актёр К. Станиславский «Театр начинается с вешалки»
С первых шагов, переступив порог театра, мы попадаем в волшебный мир искусства. Это маленькое государство, живущее особенной жизнью, со своими устоями и правилами.
Слайд 12.
Холл - это, то место, где мы можем посидеть на мягких красивых креслах, посмотреть выставки, портреты артистов, которые работают в театре.
Прозвенел звонок, который говорит о том, что нужно пройти к зрительному залу. При входе в зал стоит работник театра и предлагает нам приобрести…
(программку) Слайд 13, 14
Что такое программка?
Это книжечка, в которой указаны фамилии актёров, которые участвуют в спектакле, режиссёра - постановщика, балетмейстера, костюмера, художника. И ещё в программке есть краткое содержание спектакля (либретто).
Спектакль «Щелкунчик» - это балет. Что такое балет?
БАЛЕТ – это спектакль, где герои только танцуют и общаются друг с другом только жестами под музыку.
Слайд 15, 16
Мы зашли в зал, заняли своё место. Прозвенел звонок, погас свет, и заиграла музыка. Это симфонический оркестр.
Слайд17.
А как вы думаете, где расположен оркестр? Оркестр находится в оркестровой яме
Слайд 18.
Учитель: Кто руководит оркестром? (Дирижёр).
Слайд 19
Открылся занавес, и мы увидели сцену, место, где выступают артисты.
Слайд 20, 21, 22
Сцена украшена предметами, которые помогают нам понять, где происходит действие. Эти предметы называются декорации. Слайд23, 24.
И так, балет «Щелкунчик» сочинил русский композитор Пётр Ильич Чайковский по одноимённой сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
5. Давайте посмотрим, как в балете артисты исполняют вальс видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев».
Учитель: Понравилась вам музыка? Какой у неё характер? Снежинки танцевали какой танец?
Музыка сказочная, волшебная, кружащаяся, полётная, изящная, воздушная, тревожная, волнующая. Вальс прекрасно передаёт ощущение холода, игру лунного света, разноречивые чувства героини, оказавшейся в волшебном мире.
6. Исполнение. (Шумовой оркестр)
Следующий фрагмент «Русская пляска» - живой, яркий танец, удалой по характеру. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку. Давайте и мы исполним этот танец. В музыке не всегда есть место, где можно хлопнуть. Будьте внимательны, а поможет нам в этом дирижёр.
7.«Вальс цветов» - фрагмент. Какой танец звучит? (Вальс). Музыка плавная, неторопливая, кружится, изящная, праздничная, волшебная. В каком исполнении звучит музыка? Оркестр. Во вступлении – арфа. Представьте, что мы оркестр, играющий на балу сказочным героям. Исполнение.
8. Обобщение и итог.
1. Сегодня мы с вами совершили путешествие в музыкальный театр на спектакль (Щелкунчик)
2. «Щелкунчик»- это опера или балет?
3. Балет – это спектакль? (да)
4. Артисты в балете танцуют? (да)
5. Оркестр во время исполнения сидит на сцене? (нет)
6. Музыку сочиняет художник? (нет)
7. Вальс – это плавный танец? (да)
8. Кто руководит оркестром? (дирижёр).
9. Зрители, посмотрев спектакль, аплодируют артистам? (да)
10. Оркестр – это пять музыкантов? (много)
9. А теперь давайте исполним «Весёлую песенку»
10. Рефлексия.